Китай готовится к одному из самых популярных традиционных праздников - Празднику середины осени (Чжунцюцзе), который в этом году по лунному календарю приходится на 12 сентября. Страна уходит на трехдневные каникулы, а для производителей и продавцов традиционного для этого времени подарка-угощения - "лунных" пряников, наступают последние горячие дни.
Пряничный день
Главным атрибутом Чжунцюцзе являются "лунные" пряники (юэбин), которые появились в эпоху династии Тан (618-907 годы н.э.) и первоначально приносились в дар Луне в знак благодарности за обильный урожай. К началу эпохи династии Мин (1368-1644) юэбины получили широкое распространение в народе: именно тогда возникла традиция собираться всей семьей за праздничным столом и наслаждаться фруктами, вином и "лунными" пряниками.
Сегодня юэбины принято дарить друг другу в знак симпатии, уважения и в надежде на расположение и помощь. Жители Китая охотно тратят деньги на покупку "лунных" пряников, а доходность пряничного бизнеса на радость китайским производителям не перестает расти.
Мал пряник, да дорог
На Праздник середины осени "лунные" разлетаются как горячие пирожки. По данным Китайской промышленной ассоциации хлебобулочных изделий, в этом году в Поднебесной было произведено свыше 280 тысяч юэбинов (рост на 10%), а ожидаемая прибыль от продаж составит свыше 2,4 миллиарда долларов.
В этом году стоимость "лунных" пряников выросла на 10%. Производители объясняют подорожание продукции увеличившимися издержками: по сравнению с прошлым годом цена на сахар выросла на 30%, на муку, масло и упаковочные материалы - на 10%. Жизнь производителям усложнило и принятие в июне 2011 года нового пищевого стандарта: 27 видов добавок, консервантов и красителей, в том числе попавших под запрет, традиционно использовались в производстве юэбинов.
В результате число пряников с фруктовой начинкой резко сократилось - впрочем, как и срок хранения самих юэбинов: теперь он не превышает 45-60 дней, хотя еще в прошлом году составлял целых 90.
Однако китайских покупателей, похоже, не особо пугают ни возросшая стоимость пряников, ни их более скромный выбор. Юэбины в Китае уже давно превратились в статусный подарок, а на имидже китайцы экономить не любят. Понимая это, главные продавцы "лунных" пряников - крупные торговые сети - не спешат снижать цены на заветное лакомство. Менеджер одного из супермаркетов французской розничной сети Ole рассказала корреспонденту РИА Новости, что в их магазине скидки на юэбины начнутся только в выходные и составят не более 20-25%.
Все это делает "лунные" пряники по-настоящему дорогим подарком. Сегодня самый дешевый пряник стоит восемь юаней (1,3 доллара), коробочка из шести юэбинов обойдется минимум в 148 юаней (24 доллара), а цена на отдельные подарочные наборы достигает нескольких тысяч юаней. По наблюдению экспертов, больше половины стоимости лакомства составляет сегодня не изготовление пряника, а его упаковка.
На любой вкус и цвет
"Лунные" пряники обычно бывают круглые, реже - квадратные, внутрь них часто запечатывают желтки консервированных утиных яиц, символизирующих полную луну. Помимо яичных желтков, традиционными также считаются начинки из пяти видов орехов, груши, сладкого бобового пюре, финикового повидла, пасты из семян лотоса. Популярны пряники с соленьями и мясом.
Больше всего китайцы любят гуандунские, сучжоуские и пекинские пряники. Отличаются они как начинкой, так и видом корочки. У самых известных юэбинов - гуандунских - она тонкая и мягкая, у сучжоуских - хрустящая и масляная, а у пекинских - тонкая, слоистая и мягкая одновременно. Помимо них в Китае существует множество других видов юэбинов - фуцзяньские, аньхойские, юньнаньские и чжэцзянские.
Ежегодно к Празднику середины осени производители пытаются представить новые "модные коллекции" юэбинов. Так, в этом году популярны наборы не из одного, а сразу из нескольких видов "лунных" пряников, а новинкой сезона стали пряники со вкусом розы от пекинской пекарни "Хаолилай". За 419 юаней (66 долларов) можно приобрести набор из 12 юэбинов со вкусом розы и красных бобов, зеленых бобов, фасоли и ветчины.
Китайский рынок "лунных" пряников быстрыми темпами осваивают и западные производители. Так, в Китае уже официально существуют французские юэбины (мини-кексы с черничной и клубничной начинкой), а также йогуртовые, кофейные, ванильные пряники и юэбины из мороженого.
Кофейные гиганты Starbucks и Costa Coffee предлагают перекусить "лунным" пряником за 38 юаней за штуку (шесть долларов), а в сети кафе-мороженых Haagen Dazs можно приобрести наборы шоколадных юэбинов с начинкой из мороженого за 338 (53 доллара) и 558 (88 долларов) юаней.
Сделай сам
Впрочем, китайцы делают юэбины и самостоятельно. Китайские интернет-магазины предлагают свыше 6 тысяч различных приспособлений для лепки и выпечки юэбинов, а китайские СМИ всячески пропагандируют открытие домашнего производства, предлагая читателям познакомиться с рецептами и техникой изготовления этого лакомства.
Растущая популярность юэбинов, сделанных своими руками, кроется не только в их более низкой стоимости (цена одного домашнего пряника не превышает пяти юаней). По мнению большинства китайцев, домашнее производство гарантирует отсутствие в пряниках вредных добавок и консервантов, а также является отличным развлечением для детей и взрослых. В продаже имеются готовые начинки, разнообразные прессы и формочки для выпекания и даже детские наборы для изготовления юэбинов - одним словом, все, что может понадобиться как опытному, так и начинающему пекарю.
Татьяна Корсакова, Пекин