МОСКВА, 7 сен - РИА Новости. Очередная крупная авиакатастрофа произошла в России в среду - при крушении Як-42 под Ярославлем погибли более 40 человек, в том числе практически весь основной состав ярославской хоккейной команды (ХК) "Локомотив". Уцелеть удалось двоим - одному из членов экипажа и хоккеисту Александру Галимову.
Гибель хоккеистов одной из самых титулованных команд России заставила вспомнить о другой подобной трагедии, всколыхнувшей спортивный мир более 30 лет назад: 11 августа 1979 года над городом Днепродзержинск (Украина) самолет Ту-134, выполнявший рейс Ташкент-Минск, столкнулся с самолетом, летевшим из Челябинска в Кишинев. В результате катастрофы погибли 178 человек, из них - 17 футболистов известной ташкентской команды "Пахтакор".
Вскоре после катастрофы Як-42 стало известно, что еще в 2009 году Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) поставило компанию "Як Сервис" - именно ей принадлежал разбившийся борт - на последнее место в рейтинге уровня безопасности полетов российских авиакомпаний, выполняющих регулярные и чартерные полеты в Европу.
Пока о причинах трагедии с определенностью говорить не приходится, однако уже известно, что перед вылетом Як-42 был исправен. На месте работает следственная группа, а Росавиации и Ространснадзору рекомендовано проверить состояние всех самолетов этого типа в России.
Катастрофа
Самолет Як-42 упал днем в среду при наборе высоты примерно в километре от аэропорта "Туношна" в Ярославской области. На борту были члены хоккейного клуба "Локомотив", которые летели в Минск на игру первого тура регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).
По данным Росавиации, лайнер, на борту которого находились 45 человек, оторвался от взлетно-посадочной полосы, однако не смог набрать высоту, столкнулся с антенной маяка, после чего рухнул на землю и загорелся. Часть фюзеляжа упала в Волгу.
Погибли, по последней информации, 43 человека, двое - член экипажа и хоккеист Александр Галимов - чудом выжили. Раненые сейчас находятся в больнице, медики оценивают их состояние как тяжелое. Люди на земле при крушении не пострадали, сообщается на сайте областной администрации.
Следователи уже приступили к осмотру места происшествия, создана совместная оперативная группа, в которую вошли представители Следственного комитета (СК), прокуратуры и полиции. На месте находятся заместитель председатель СК Василий Пискарев и первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Горовой, которые лично руководят работой подчиненных.
Поиски тел погибших продолжаются, уже обнаружено свыше 30 тел.
Все версии - главные
Официально о приоритетной версии крушения лайнера пока ничего не сообщается, но в СК заверили, что следствие рассмотрит все возможные причины ЧП. При этом Росавиация уже объявила, что перед вылетом Як-42 прошел оперативную форму технического обслуживания, и замечаний по его техническому состоянию выявлено не было. "Все двигатели работали, ресурс у самолета не исчерпан", - сказал агентству "Прайм" представитель ведомства.
Самолет израсходовал меньше половины летного ресурса, заявил РИА Новости руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "У данного борта суммарный ресурс эксплуатации составляет 36 лет, а по налету часов и количеству взлет-посадок данный Як-42 выработал свой ресурс всего на 40%", - сказал эксперт.
Как и во всех таких случаях, авария одного самолета какого-либо типа бросила тень на все остальные - Росавиация и Ространснадзор займутся проверкой состояния всех самолетов этого типа в России.
"Катастрофа для всего хоккея"
Представитель клуба "Локомотив" сообщил РИА Новости, что в разбившемся самолете летел основной состав команды, в том числе хоккеисты сборных Чехии и Словакии. "На борту была главная команда, включая таких игроков, как Йозеф Вашичек, Павол Демитра, Ян Марек, а также тренерский штаб", - сказал представитель клуба.
Полного списка игроков, погибших в авиакатастрофе, пока нет. Игроки чешской сборной Вашичек и Марек становились чемпионами мира, хоккеист национальной команды Словакии Демитра - бронзовым призером.
Свои соболезнования родным и болельщикам хоккеистов, погибших в результате падения самолета, уже выразили президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр РФ Владимир Путин. К соболезнованиям также присоединилась Федерация хоккея России (ФХР).
Матч открытия КХЛ "Салават Юлаев" - "Атлант" (Московская область), проходящий в Уфе, был прерван минутой молчания. При этом хоккеисты подмосковной команды, следующая игра которых должна состояться в Нижнекамске (Татарстан) с местным "Нефтехимиком", решили ехать на матч автобусом, а не лететь самолетом.
"Ребята попросили не лететь в Нижнекамск. Мы поедем туда на автобусе, а самолет перегоним туда пустым. Я понимаю, все боятся сейчас. Это решение команды мы вместе принимали. Но я планирую выступить перед командой, рассказать ребятам как мы подбираем самолеты, что это все очень серьезно. Я и так часто летаю с командой, а теперь буду с ними всегда, чтобы они верили и видели, что могут доверять полностью", - сообщил агентству "Р-Спорт" генеральный директор ХК "Атлант" Андрей Веревко.
Гибель хоккеистов "Локомотива" - утрата для всего российского спорта вообще, заявил агентству "Р-Спорт" бывший нападающий сборной СССР Борис Майоров. "Такое просто не укладывается в голове. Сейчас нахожусь не в Москве, и когда узнал о случившемся... Это катастрофа для всего нашего хоккея. Это трагедия! Вторая в истории нашего хоккея после ХК ВВС (авиакатастрофа 1950 года, унесшая жизни 21 человека). Там нет людей, которых я лично знал, но все равно пребываю в шоке", - сказал Майоров.
Падение украинского Як-42
Предыдущая крупная катастрофа Як-42 произошла 28 мая 2003 года - потерпел катастрофу Як-42, принадлежавший компании "Украинские Средиземноморские линии". В результате катастрофы погибли 62 испанских миротворца, возвращавшихся из Афганистана. Трагедия произошла при посадке для дозаправки в турецком аэропорту Трабзон.
Согласно материалам комиссии по расследованию обстоятельств трагедии, причиной катастрофы стал "человеческий фактор". В итоговом документе расследования отмечается, что к моменту крушения экипаж находился в полете без отдыха 23 часа, что на пять часов больше разрешенного испанскими нормами. Летчик был переутомлен и не выполнил команды авиадиспетчера повернуть в сторону моря, а повернул в сторону гор, где и разбился.