Рейтинг@Mail.ru
Вторая мировая война месяц за месяцем. Сентябрь 1941 года - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вторая мировая война месяц за месяцем. Сентябрь 1941 года

Читать ria.ru в
Дзен
Сентябрь 1941 года - 25-й месяц Второй мировой войны, время тяжелейших испытаний для СССР. Высшее политическое и военное руководство страны продемонстрировало крайнюю организационную неповоротливость и догматичность мышления, в результате чего Красная Армия потерпела ряд тяжелейших поражений. Однако Великая Отечественная война еще только начиналась.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Сентябрь 1941 года - 25-й месяц Второй мировой войны, время тяжелейших испытаний для СССР. Высшее политическое и военное руководство страны продемонстрировало крайнюю организационную неповоротливость и догматичность мышления, в результате чего Красная Армия потерпела ряд тяжелейших поражений. Однако Великая Отечественная война еще только начиналась.

Удушить без штурма

В начале сентября резко обострилась ситуация на подступах к Ленинграду. 4 сентября город подвергся первым артиллерийским обстрелам. Немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж и к 8 сентября вышли к Ладожскому озеру. Был захвачен Шлиссельбург, город-ключ к северной столице. Враг взял под контроль исток Невы и блокировал Ленинград с суши, прервав все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации с "Большой землей". С севера были финны, с юга - немцы. Началась блокада, которая продлилась 872 дня. Единственной ниточкой, которая много месяцев связывала город с остальной страной, стала "Дорога жизни", установленная 12 сентября через Ладожское озеро.

8 сентября немецкие мотоциклисты оказались в пригородах Ленинграда, остановив на южной окраине трамвай № 28… По воспоминаниям маршала Жукова, Сталин оценивал сложившееся положение как катастрофическое, заявив, что "видимо, пройдет еще несколько дней, и Ленинград придется считать потерянным".

Но, несмотря на столь впечатляющие темпы наступления вермахта, в своей директиве № 35 Гитлер приказал командующему группой армий "Север" фельдмаршалу Леебу передать имеющиеся в его распоряжении танковые части в распоряжение группы армий "Центр", для того, чтобы создать бронированный кулак для наступления на Москву. Фюрер полагал, что танки полезнее использовать на открытой местности, нежели на тесных городских улицах, где они станут жертвами советской артиллерии и истребительных отрядов.

По его мнению, остающихся войск было достаточно для того, чтобы взять штурмом "колыбель трех революций". Позднее Гитлер отказался от этой идеи. В директиве от 22 сентября будущее Ленинграда рисовалось так: "окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".

Иными словами, группе армий "Север" предлагалось выступить в роли палача, медленно удушающего свою жертву. "Удушить" предлагалось город в основном с мирным, гражданским населением.

Рождение гвардии

На центральном направлении у Красной Армии были локальные успехи. 6 сентября советские части взяли Ельню, ликвидировав тем самым "трамплин" для наступления на Москву, но дальше продвинуться не смогли. 10 сентября войска Западного, Резервного и Брянского фронтов перешли к обороне, завершив тем самым кровопролитное Смоленское сражение, длившееся с начала июля.

18 сентября четыре стрелковые дивизии, принимавшие участие в боях за Ельню - 100-я, 127-я, 153-я и 161-я - были преобразованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские дивизии. (К концу войны советская гвардия включала в себя 11 общевойсковых и 6 танковых армий; 40 стрелковых, 7 кавалерийских, 12 танковых, 9 механизированных и 14 авиационных корпусов; 215 дивизий; 18 боевых кораблей и большое количество частей различных видов Вооруженных Сил и родов войск.)

30 сентября, покончив с войсками Юго-Западного фронта, перешла в наступление 2-я танковая группа под командованием Гудериана, приступив к осуществлению операции "Тайфун". Начиналось грандиознейшее сражение Второй мировой войны, которое вошло в историю как битва за Москву.

Киевская катастрофа

Основные события сентября развернулись на Юго-Западном фронте, где южный фланг группы армий "Центр" наступал навстречу группе армий "Юг". 2-я танковая группа Гудериана с севера вела наступление во фланг и тыл советским войскам. Навстречу ей вела боевые действия 1-я танковая группа Клейста. Железные клещи стремительно сближались друг с другом.

К началу сентября вермахт вышел к Днепру на всем его протяжении, от Херсона до Киева. При этом немцам удалось захватить ряд плацдармов на левом берегу реки. Таким образом, ряд советских армий, расположенных на правом берегу, в излучине Днепра, оказывался в окружении.

Единственным выходом из создавшейся ситуации был бы своевременный отвод всех войск за Днепр и оставление Киева. Однако Сталин был категорически против такого решения. Маршал Василевский позднее в мемуарах объяснял это тем, что нарком обороны "к сожалению, всерьез воспринял настойчивые заверения командующего Брянским фронтом А.И. Еременко в безусловной победе над группировкой Гудериана".

Катастрофа становилась неизбежной. 7 сентября танковая группа Гудериана осуществила глубокий прорыв на стыке с Брянским фронтом на участке Конотоп - Новгород-Северский. Частью сил противник форсировал Десну на участках восточнее Чернигова и частью - Днепр у Кременчуга и юго-восточнее.

Советское командование безуспешно попыталось предотвратить угрозу окружения правого фланга, перебросив из Киевского укрепрайона на север две стрелковые дивизии 26-й армии. После чего резерв Юго-Западного фронта был полностью исчерпан.

14 сентября начальник штаба Юго-Западного фронта генерал-майор Тупиков направил начальнику Генштаба Красной Армии маршалу Шапошникову телеграмму, в которой сообщил о тяжелом положении войск фронта, находящихся под угрозой окружений, и закончил свой доклад следующей фразой: "Начало понятной вам катастрофы - дело пары дней".

15 сентября железные клещи обеих немецких танковых групп сомкнулись в районе городка Лохвицы на Полтавщине. В кольце оказались части 5-й, 21-й, 26-й, 37-й армий и частично - 38-й.

Шапошников расценил телеграмму Тупикова как паникерскую, обязав командующего Юго-Западным фронтом генерал-полковника Кирпоноса не поддаваться панике и "принять все меры к тому, чтобы удержать занимаемое положение… Надо внушить всему составу фронта необходимость упорно драться, не оглядываясь назад. Необходимо неуклонно выполнить указания тов. Сталина, данные вам 11.9".

Кирпонос в ответ заверил Шапошникова, что и не помышляет об отводе войск и контролирует ситуацию. Сам же Гудериан позднее вспоминал об этих днях, что "16 сентября мы перевели наш передовой командный пункт в Ромны. Окружение русских войск успешно продолжалось. Мы соединились с танковой группой Клейста".

16 сентября главком войск Юго-Западного направления маршал Тимошенко устно, через начальника оперативного управления штаба Юго-Западного фронта полковника Баграмяна, отдал приказ Кирпоносу отводить войска от Киева. Но тот, помня указания Сталина не оставлять город, поостерегся выполнять полученное приказание, желая получить от начальства письменный приказ на отход. Не имея связи с Тимошенко, Кирпонос обратился 17 сентября напрямую в Москву, к Шапошникову. В итоге приказ Ставки ВГК в ночь с 17 на 18 сентября оставить Киев безнадежно запоздал. 18 сентября капкан окончательно захлопнулся.

В условиях "котла", командование фронтом быстро потеряло управление войсками, которые, по сути дела, были предоставлены сами себе. В считанные часы окруженные армии перестали существовать как организованные единицы, раздробившись на массу отрядов и групп, которые с боями пытались вырваться к своим.

Некоторым повезло. Возглавивший передовой отряд штабной колонны Баграмян благополучно миновал немецкие заслоны и в результате вышел к своим, выведя из окружения группу войск численностью около 20 тысяч человек.

Командованию фронта повезло гораздо меньше. 20 сентября Кирпонос и Тупиков при выходе из окружения погибли от разорвавшегося минометного снаряда. Это произошло около хутора Дрюковщина, на 15 километров юго-западнее Лохвиц.

Последние очаги сопротивления были ликвидированы к 26 сентября. Немцы захватили 665 тысяч пленных, 3700 орудий, 850 танков. С уничтожением пяти советских армий на юго-западном направлении образовалась брешь шириной почти 200 километров. В руках противника оказалась Левобережная Украина. В тяжелое положение попали силы Южного фронта Красной Армии. Вермахту открылась дорога на Крым, Харьков и Ростов-на-Дону.

Крымское направление

12 сентября части 11-й полевой армии под командованием генерала фон Манштейна вышли на подступы к Крыму. 24 сентября завязались ожесточенные бои за Перекопский перешеек, который был ключом к полуострову.

В результате 46-я и 73-я немецкие пехотные дивизии при поддержке авиации и артиллерии 26 сентября прорвались через Турецкий вал и овладели сильно укрепленным поселком Армянск. Контрудар (силами двух стрелковых и одной кавалерийской дивизий), который в ответ спешно организовал командующий оперативной группой генерал-лейтенант Батов, к успеху не привел.

К 30 сентября советские войска отошли к Ишуньским позициям, где отбили попытки немцев развить наступление. Ввиду того, что его части понесли тяжелые потери (около 16% личного состава в обеих наступавших дивизиях) и израсходовали запас снарядов, фон Маншейн временно перешел на этом направлении к обороне. Его план ворваться в Крым с ходу и, застав противника врасплох, взять Севастополь, провалился.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала