МОСКВА/КИЕВ, 2 сен - РИА Новости. Украина при ликвидации НАК "Нафтогаз Украины" обязана обеспечить преемственность обязательств по контрактам на транзит и поставки российского газа, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Ранее в пятницу премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что власти Украины планируют ликвидировать НАК "Нафтогаз Украины". По его словам, "Нафтогаз" как субъект хозяйствования прекратит свое существование, будет ликвидационный период, и через определенное время после вступления всех необходимых формальностей на этом рынке будут действовать совершенно новые компании. Также украинский премьер сообщил, что в связи с ликвидацией "Нафтогаза" все действующие соглашения будут пересмотрены.
Наивный расчет
В частности, президент Фонда "Институт энергетики и финансов" Владимир Фейгин уверен, что ликвидацией хозяйствующего субъекта Украине не удастся добиться пересмотра цены, так как действующие контракты хорошо защищены от этого.
"Украина должна обеспечить преемственность обязательств по контрактам. Они составлены очень хорошо, отдельный для транзита и отдельный для поставок. Даже если "Нафтогаз" будет ликвидирован, все равно будет компания, которая будет заниматься транзитом, и будет компания для поставок, они и станут тогда сторонам контракта. Невозможно представить, что контракты повиснут в воздухе, и наивно рассчитывать, что смена юридических лиц повлечет изменение цены", - считает он.
Фейгин предположил, что Украина стремится к вступлению в европейское энергетическое сообщество, и для этого хочет разделить "Нафтогаз" по видам деятельности.
"Это нормальная практика, в Европе это уже произошло, но на выполнение контрактов не повлияло. Но задача регулирующих органов в том, чтобы обеспечить преемственность контрактов. Действующие контракты вполне применимы для разделения "Нафтогаза" по видам деятельности", - подчеркнул эксперт.
Страусиная политика
Глава Фонда национальной энергетической безопасности РФ Константин Симонов также считает, что ликвидация "Нафтогаза" не сделает контракты недействительными.
"Эта идея, что мы ликвидируем "Нафтогаз", и это означает, что контракта нет, она мне напоминает поведение страуса, который завывает голову в песок и думает, что его не видно. Государственная компания принимает на себя обязательство до 2019 года, подписывается межправсоглашение на этот же счет. Как можно говорить такие вещи, что мы ликвидируем "Нафтогаз" и это означает, что теперь нет контрактов?" - удивляется эксперт.
Он полагает, что таким образом Украина открыто шантажирует началом новой газовой войны.
"Что значит, нет контрактов? Это означает, что завтра Украина начнет брать газ просто из трубы, мотивируя это тем, что стоимость завышена, а контракта нет. И все кончится январем 2009 года. Это будет настоящей катастрофой", - предупреждает Симонов.
Он также подчеркнул, что, с юридической точки зрения, очевидно, что если одна компания заменяется другой, то она является правопреемником.
"Я надеюсь, что в Брюсселе уже начнут просыпаться. У меня ощущение, что мы в одиночку с этими людьми из Киева не совладаем, потому что объяснить им логику, что так нарушают нормы международного права, мне кажется, уже невозможно. Я ожидаю, что мы вернемся к формату трехсторонних соглашений. Можно вернуться и к формату консорциума трехстороннего", - заключил эксперт.
Контракты не сорвать
В свою очередь независимый украинский эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин также считает, что ликвидация правительством Украины компании "Нафтогаз" не приведет к срыву ранее подписанных Киевом международных договоренностей в газовой сфере, в том числе, с РФ.
"В результате ликвидации "Нафтогаза" появится ряд отдельных независимых экономических и юридических предприятий. Формально название "Нафтогаз" может исчезнуть, но кто-то останется правопреемником", - сказал Сапрыкин.
Он добавил, что правопреемник "Нафтогаза" и будет выполнять контракты, в том числе, с "Газпромом". "Таким образом, ни кредиторы, ни "Газпром" не должны паниковать", - считает он.
При этом эксперт по вопросам энергетики Александр Нарбут заявил, что ликвидация "Нафтогаза" должна быть "нацелена" не на пересмотр действующих газовых с "Газпромом", а на повышение эффективности будущих компаний.
"Если решение о ликвидации "Нафтогаза" - это реакция на несговорчивость российского руководства и "Газпрома" в области газовых контрактов, то это непонимание украинским руководством самих целей ликвидации", - сказал Нарбут.
Он добавил, что "Нафтогаз" в настоящее время не способен стать конкурентной компанией, генерирующей прибыль. "Без реформирования эта компания не способна работать. "Нафтогаз" проедает деньги госбюджета и не выполняет свои функции", - сказал Нарбут.
Власти Украины пытаются вывести работу "Нафтогаза" на безубыточный уровень. Бездефицитный бюджет компании является одним из главных условий переговоров между Украиной и Международным валютным фондом, который летом 2010 года принял решение о выделении 15,15 миллиарда долларов.
В марте Азаров заявил, что дефицит бюджета "Нафтогаза" утвержден в 2011 году в размере 8,5 миллиарда гривен (около 1,06 миллиарда долларов). В апреле он оценивал его размер в 10 миллиардов гривен (1,25 миллиарда долларов).
Увеличение дефицита связано с ростом мировых цен на нефть, и, соответственно, ростом стоимости российского газа. В тоже время цены на природный газ для населения остаются значительно ниже рыночных.
Условия контракта
В январе 2009 года газета "Украинская правда" публиковала текст контракта, который не был обнародован сторонами из соображений конфиденциальности.
"В случае изменения организационно-правовой формы и/или слияния и/или иного преобразования одной из сторон, и, вследствие этого, передачи прав и обязательств по настоящему контракту соответствующей структуре, указанная сторона обязана надлежащим образом обеспечить правопреемство", - говорится в документе.
Согласно данному тексту, в случае невыполнения условий контракта каждая из сторон должна возместить другой стороне доказанные убытки, причиненные таким невыполнением. При этом обстоятельствами непреодолимой силы, то есть форс-мажором, из-за которого стороны освобождаются от ответственности за выполнение условий контракта, являются пожар, наводнение, землетрясение, другие стихийные бедствия, война и военные действия, блокады. Форс-мажор должен быть подтвержден в двухнедельный срок Торгово-промышленной палатой страны, на территории которой он произошел.
Кроме того, согласно условиям контракта, все споры или разногласия, которые не удалось разрешить путем переговоров и консультаций в течение 30 дней, будут окончательно разрешаться Арбитражным институтом Торговой палаты Стокгольма. В целом контракт регулируется шведским правом. При этом взаимоотношения сторон, не урегулированные контрактом, могут быть разрешены дополнительными соглашениями сторон.
Однако, если какое-либо из положений контракта становится недействительным с правовой точки зрения или недействующим, то это не влияет на действительность других положений контракта.
"В случае недействительности или прекращения действия какого-либо из положений контракта стороны должны прийти к соглашению по замене такого недействительного или недействующего положения новым положением, экономический результат от введения которого был бы максимально приближен к экономическому результату недействительного положения", - отмечается в документе.
История вопроса
"Газпром" и "Нафтогаз" 19 января 2009 года подписали два контракта: купли-продажи газа на период с 2009 по 2019 годы; об объемах и условиях транзита газа через Украину на 2009-2019 годы. Украинские власти называют эти соглашения "кабальными". Для Украины действует скидка в размере 30% от контрактной цены российского газа, но не более 100 долларов за тысячу кубометров. Тем не менее, Киев с весны прошлого года добивается пересмотра формулы цены на газ, заложенной в долгосрочном газовом контракте.
Сейчас цена на газ для Украины составляет 295,6 доллара. Как сообщали в украинском Минэнерго, прогнозная цена на третий квартал этого года составляет с учетом скидки 350 долларов, на четвертый - 400 долларов и выше.
Впервые идея создать СП между НАК "Нафтогаз Украины" и "Газпромом" была озвучена премьер-министром РФ Владимиром Путиным в апреле 2010 года. В декабре прошлого года была достигнута договоренность о создании двух российско-украинских совместных предприятий: по добыче газа из угольных пластов на территории Украины и по разработке структуры Паласа на шельфе Черного моря. Глава "Газпрома" Алексей Миллер ранее подчеркивал, что создание СП является только первым шагом на пути слияния компаний. Президент Украины Виктор Янукович в начале июля заявил, что слияния компаний не произойдет.