Михаил Ростовский
Из политической драмы в семейную стремительно перерастает история падения дома Каддафи. Одни сыновья экс-диктатора готовы сдаться. Другие - клянутся воевать до последней капли крови. Жалко, что Шекспир уже умер. История семьи Каддафи вполне достойна его пера.
Для начала хочу рассказать эпизод из моего личного опыта. Несколько лет назад моя коллега-журналистка подвезла в Москве на машине обычную на вид девушку. Почему я говорю "на вид"? Потому что девушка оказалась очень даже не простой. В прошлом красавица была подругой сына Муамара Каддафи Саифа аль-Ислама. А в настоящем она была готова многое рассказать в газетном интервью об этом колоритном периоде своей биографии.
Материал, естественно, получился сенсационным. Но осторожные коллеги попросили меня: ты же знаешь специалистов-арабистов, пусть они посмотрят текст и фотографии и скажут, не самозванка ли наша барышня.
Вердикт специалистов оказался для меня неожиданным. Барышня, по их словам, самозванкой не была. Но вот публиковать ее откровения они категорически отсоветовали. Мой обычно спокойный друг-арабист не скрывал своего беспокойства: "После такого ливийские спецслужбы могут запросто выследить и убить твою коллегу. И никто ничего не сделает!"
Вам эта история кажется слишком мелодраматичной? Но в современном мире нефть дает своим обладателям статус неприкасаемых. Сыновья Каддафи могли творить любые бесчинства не только во владениях своего отца. Даже на Западе они могли делать все. И им за это, по большому, счету ничего не было.
Вам все равно кажется, что я преувеличиваю? Тогда познакомьтесь с четвертым сыном Муамара Каддафи Ганнибалом. Летом 2008 года этот достойный сын своего отца и его беременная жена были арестованы в Швейцарии за жестокое избиение персонала роскошного отеля. За решеткой чете Каддафи пришлось провести считанные часы. Но лидеру Ливии этого хватило, чтобы возненавидеть Швейцарию до глубины души.
На страну, с которой в свое время не захотел связываться даже Гитлер, началось массированное давление. Каддафи снял со своих швейцарских банковских счетов пять миллиардов долларов. Ливийские филиалы всех крупных швейцарских фирм были закрыты. Наконец, два работавших в Ливии гражданина Швейцарии были арестованы под надуманными предлогами.
И в результате случилось небывалое. Кичливая европейская страна фактически упала на колени перед диктатором из страны третьего мира. Президент Швейцарии Ханс-Рудольф Мерц лично прибыл в Триполи и принес свои извинения за арест Ганнибала Каддафи.
Но обиженному правящему ливийскому семейству и этого оказалось мало. Почти одновременно с поездкой президента Мерца в Триполи сам Ганнибал Каддафи заявил: если бы у меня было ядерное оружие, я бы стер Швейцарию с лица земли. Не отставал от сыночка и папаша. В начале 2010 года он объявил Швейцарии джихад.
И заметьте: в течение всего описываемого периода Каддафи считался на Западе уважаемым партнером, союзником в борьбе против международного терроризма. В 2009 году лидера Ливии даже пригласили в качестве почетного гостя на саммит "большой восьмерки" в Италии.
Говорят, что после смерти Иосифа Сталина его сын Василий заметил: теперь кончена и моя жизнь. Не знаю, о чем сейчас думают сыновья полковника Каддафи. Но сейчас они тоже стали членами клуба, к которому никто не хочет принадлежать: клуба детей бывших диктаторов.
Неформальный лозунг этого клуба прост: чем хуже ты себя вел в прошлой жизни, тем тяжелее тебе придется в новой реальности. Сыновья иракского правителя Саддама Хусейна Кусуэй и Удэй были известны как жестокие массовые убийцы. Поэтому после свержения отца их убили словно бешеных псов.
Младший сын диктатора Румынии Николае Чаушеску Нико был известен на весь Бухарест своей привычкой насиловать понравившихся ему женщин. Поэтому после краха коммунистического режима в Румынии его посадили в тюрьму на 20 лет и выпустили лишь для того, чтобы дать умереть от цирроза печени. А вот старший сын Чаушеску Валентин вел себя скромнее. И ему пришлось просидеть за решеткой всего девять месяцев.
Сегодня никому не ведомо, какая именно судьба ждет детей полковника Каддафи. Но даже, если отпрыскам бывшего правителя Ливии повезет, вряд ли им светит что-то особенно приятное. Быть сыном диктатора хорошо. Но только до того момента, пока твой папаша остается у власти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции