Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
К 1 сентября по целому ряду крупных заказов Государственной программы вооружений до сих пор нет движения, несмотря на усилия военного и политического руководства страны. Ситуация в целом выглядит запущенной, однако не катастрофической, и вполне разрешима при элементарной координации работы, считают эксперты.
Осталось самое крупное
Министерство обороны России по поручению премьер-министра Владимира Путина заключило контракты в рамках гособоронзаказа; осталось заключить соглашение с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК), заявил в четверг министр обороны РФ Анатолий Сердюков.
"По сути, всю договорную составляющую мы прошли. Само подписание произошло буквально вчера-позавчера. Остался только контракт с ОСК, пожалуй, и все", – заявил министр.
Как сообщил РИА Новости представитель ОСК, незаключенными остаются девять контрактов, среди них – "самые крупные" для северодвинского "Севмаша". Речь может идти о заказах на атомные подводные лодки: два стратегических ракетоносца проекта 955 "Борей" и одну многоцелевую субмарину проекта 885 "Ясень".
Ранее Владимир Путин поставил военному ведомству задачу заключить все контракты оборонного заказа 2011 года к 1 сентября. Напомним, что крайний срок отчетности по контрактам гособоронзаказа – последняя неделя ноября.
Тем временем, высшее руководство страны укрепляет слабые участки. Указом президента Дмитрия Медведева на должность первого заместителя министра обороны, курирующего тематику гособоронзаказа, которая пустовала после ухода Владимира Поповкина в Роскосмос, в четверг назначен Александр Сухоруков, с 2009 руководивший Федеральной службой по оборонному заказу.
Формальная цена войны
Военные и промышленники вошли в жесткий клинч и никак не могут найти общий язык даже под давлением высших лиц государства. В основе наблюдаемого конфликта лежат неразрешенные противоречия между Министерством обороны и оборонной промышленностью.
"Промышленность, во многом обоснованно, считает себя "солью земли русской", поскольку гражданского хайтека у нас практически нет", – комментирует позицию "оборонщиков" директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, добавляя, что, по мнению капитанов военной индустрии, министерство обороны "превратилось в налоговую инспекцию, для которой деньги важнее всего".
Военное ведомство, которое, по словам Пухова, не желает быть "собесом для "оборонки", в ответ выдвигает обширные претензии исполнителям. Вкратце они сводятся к констатации плохого качества продукции, срывам контрактных сроков, но главное – чудовищно, с точки зрения военного ведомства, завышенным ценам.
"Военные настаивают на более детальной и прозрачной обоснованности ценовых параметров, выдвигаемых промышленностью", – считает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
"Противостояние носило характер шахматной партии под ковром: всем было, что предъявить, все обложились справками и бумагами", – поясняет Руслан Пухов. Однако неспособность найти компромисс в условиях утекающего времени и нарастающего политического давления сверху постепенно накалили обстановку. "Ни одна из сторон оказалась не готова поступиться ключевыми позициями, и ситуация постепенно стала превращаться из шахматной партии в бои без правил", – заключает эксперт.
Напомним, что речь здесь идет об взрыве публичной полемики, обострившейся из-за резкого интервью генерального конструктора Московского института теплотехники (главного разработчика наших стратегических ракет) Юрия Соломонова, возложившего всю ответственность за срыв оборонного заказа 2011 года на военное ведомство.
Причины и следствия
В качестве одной из главных причин положения с гособоронзаказом эксперты называют трудности организационного характера. В министерстве обороны полным ходом идет процесс кадровой реорганизации служб, занимающихся оборонным заказом.
"Ушло практически 90% старых специалистов, давно занимавшихся вопросом – естественно, они в основном были в возрасте", – отмечает главный редактор журнала "Арсенал. Военно-промышленное обозрение" полковник Виктор Мураховский, добавляя, что на их место пришли новые люди. "Знающие специалисты, оставшиеся в министерстве, вынуждены были работать по 12-14 часов в сутки, чтобы успевать хоть что-то, – иллюстрирует Мураховский проблему, – Молодые пытаются вникнуть в ситуацию, но это очень специфическая тема – из тех, где опыт нарабатывается годами".
Трудностей добавило и то, что министерство обороны начало свою работу в этом году с установления новых правил контроля ценообразования.
Как сообщил РИА Новости Виктор Мураховский, распоряжением министра обороны на 2011 год был установлен порог рентабельности собственных работ предприятия-исполнителя в 20% и в 1% – порог рентабельности по закупаемым им комплектующим. Кроме того, как заметил эксперт, регулярно требуется повышение зарплаты работников оборонной промышленности, и это происходит, однако Министерство обороны отказывается включать в калькуляцию издержек зарплаты, превышающие средние значения по тому региону, где расположено предприятие-исполнитель.
А ведь не так редка ситуация, когда "оборонщики" могут платить своим сотрудникам достойные деньги. Столкнувшись с такими требованиями, предприятие, чтобы сохранить кадры, скорее откажется от внутреннего заказа и сделает выбор в пользу экспортных работ или, при возможности, гражданской продукции.
Где голова?
Эксперты в очередной раз обратили внимание на то, что центральный орган планирования по вопросам координации всей военно-технической политики государства (Военно-промышленная комиссия (ВПК) при Правительстве РФ) должен, наконец, заработать в полную силу.
"ВПК должна стать своего рода адаптером между министерством обороны и оборонной промышленностью", – полагает Руслан Пухов. По его мнению, военное ведомство и "оборонка" впали в состояние перманентной вражды, однако, по образному сравнению эксперта, обе эти стороны формируют симбиоз, направленный на защиту суверенитета страны, а "органы в организме не воюют".
ВПК работает неэффективно, считает Виктор Мураховский, ее нужно наделять дополнительными полномочиями и усиливать значимость. "По сути это единственная площадка, на которой заказчики и промышленники могут открыто согласовывать свои интересы" – отмечает эксперт. "Необходимо расширить штат и сформировать отраслевые отделы по направлениям, чтобы сделать аппарат комиссии дееспособным", – полагает Игорь Коротченко.
Удлинение контрактов как выход для всех
Впрочем, пока не похоже, чтобы продолжающиеся срывы сроков, раз за разом устанавливаемых на самом высоком уровне, оказывали сколько-нибудь заметное влияние на позицию Минобороны. "Очевидно, что пока от оборонной промышленности не придет ответа с подробной калькуляцией затрат, обоснованием цены и объяснением, какие позиции и по каким причинам привели к возрастанию стоимости заказа – до той поры контракты заключены не будут, несмотря на политические установки" – заключает Игорь Коротченко.
Однако некоторые вещи все-таки можно сделать. Например, давно назрела необходимость перехода от годичного оборонного заказа к долгосрочным контрактам. Это сэкономит силы предприятий, позволяя им сосредоточиться на решении практических задач при куда более гибком графике отчетности. Меньше нервов в конечном итоге потратят и контролирующие инстанции Минобороны.
Чтобы уйти от формальных признаков срыва за год, нужно вводить трехлетние контракты, считает Игорь Коротченко. "В этом случае даже в случае сдвига сроков критических последствий не будет, так как исполнение контракта можно будет наверстать", – сообщил эксперт.
"Откровенно говоря, по итогам разборов за 2010 год по формальным показателям попало многим невиновным", – замечает Виктор Мураховский, добавляя, что, по его мнению, все, что сейчас требуется – это сесть, спокойно разобраться, продлить те контракты, которые уже точно нельзя будет исполнить в 2011 году, и в дальнейшем не допускать подобных рассогласований.
"Такая практика существует очень давно, в прошлые годы и по несколько сотен изменений вносили прямо в ходе исполнения гособоронзаказа" – сообщил Мураховский. Эксперт также напомнил, что министр обороны предложил в течение этой осени завершить согласование по будущим контрактам оборонного заказа 2012 года – то есть сыграть с опережением, не допуская потери времени.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции