Рейтинг@Mail.ru
О том, как ураган становится реалити-шоу - РИА Новости, 01.09.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

О том, как ураган становится реалити-шоу

Читать ria.ru в
Дзен

Ураган "Айрин", даже стихший до категории тропического шторма, унес в США по меньшей мере 43 жизни. Но для многих американцев история борьбы со стихией превратилась в далеко не лучшее телевизионное реалити-шоу, нередко превращающееся в пародию на само себя или даже абсурд.

Традиционный телевизионный stand-up - репортер в кадре, демонстрирующий себя, любимого - выглядит как никогда устаревшим. А устрашающие заголовки - в том числе в российских СМИ - наподобие "Армагеддон обрушился на Америку" или "Ураган "Айрин" смыл Нью-Йорк" (ау, мы живы!), кричат, скорее, о кризисе жанра в условиях чрезвычайных ситуаций.

"Не самый лучший вкус"

Когда в деловой столице США остановили метро, свернули автобусное сообщение и велели сидеть дома в ожидании обещанного "самого худшего", не оставалось ничего, кроме как прильнуть к телеэкрану. Экран мог в любую минуту погаснуть. На этот случай в запасе оставалось радио на батарейках, чтобы услышать сигнал эвакуации, когда наступит полный паралич связи...

Смотреть фотоленту "Америка в ожидании урагана: улицы пустеют, магазины закрываются" >>

Но в Нью-Йорке он все не наступал, и мы могли следить за тем, что происходит там, в эпицентре опасности. В выбранных телекомпаниями "эпицентрах", однако, тоже ничего не происходило, и потому направленные на места репортеры развлекали зрителей в прямом эфире кто во что горазд. Какую кнопку ни нажми - в очередной "мокрой точке" очередной журналист говорил о бедствии. Правда, о самом бедствии напоминала лишь экипировка: все как один вещающие были одеты в закрытые защитные комбинезоны, словно за окном стоял декабрь или они ожидают химической атаки, и рассказывали, что над ними сгущаются тучи и завывает ветер. Если бы не униформы и драматические нотки, мы бы не догадались об опасности: на заднем плане часто прохаживались люди в майках с коротким рукавом.

Всех конкурентов затмил журналист Такер Барнс с телеканала Fox, отправленный в Оушен-сити штата Мэрилэнд. Парень, одетый в какой-то прорезиненный костюм, весело плескался в прибрежной пене коричневатого оттенка. Он рассказывал в прямом эфире, что пена выглядит не слишком приятно и имеет не самый лучший запах. Такер Барнс предположил, что это смытые откуда-то удобрения, а может быть "планктон или что-то вроде того". Позже выяснилось, что пена на берегу появилась в результате попавших в океан канализационных нечистот. "Не самый лучший вкус", - честно признался хлебнувший пены герой видео, ставшего хитом.

Жители Нью-Йорка, в разной степени запуганные властями, со своими запасами воды и фонариков, хотели информации - а нас по привычке кормили зрелищами.

Пошел покататься

Не менее пяти из списка погибших - это люди, пытавшиеся покататься на ураганной волне в океане, еще столько же - туристы, не захотевшие сворачивать свои палатки и автоприцепы. Есть среди жертв зеваки, которые пришли к океану поглазеть и заснять шторм на память. Несколько семей в зоне бедствия угорели от работающих домашних генераторов.

Пальцев рук хватит для того, чтобы перечесть тех, кто погиб, несмотря на исполнение всех инструкций по безопасности. Например, старушка, на домик которой упало гигантское дерево. Подавляющее же большинство жертв урагана, переквалифицированного по мере продвижения в шторм, во время Ч ехали на автомобиле, плыли на лодке, вышли на улицу, а то и вывели детей на прогулку, как в Спринг-Вэлли в окрестностях Нью-Йорка. Папа пустил дитя поиграть к прибывшей воде, куда свалились оборванные штормом электропровода. Папу и ребенка удалось спасти, а вот бросившийся им на помощь случайный прохожий погиб.

"Кто победил? Кто побежден?"

Реалити-шоу "Айрин" вызвало насмешки и раздражение у американцев, которых не задел шторм. Тех самых американцев, которые следовали инструкции, остались невредимыми, и теперь обвиняют власти и СМИ в сознательном создании паники и искусственно сконструированном параличе мегаполисов.

Те же, кто пострадали, стали, мне кажется, во многом жертвами собственного недоверия - и к средствам массовой информации, и к политикам.

"Нас уже не раз пугали ураганами, а потом до нас доходит что-то вроде дождика. Я просто не верю", - сказала мне на Брайтоне русская женщина, проигнорировавшая распоряжение мэра Майкла Блумберга покинуть район наивысшей опасности. Градоначальник раз пять выступал в этот день в прямом эфире и грозил фатальным исходом. И это не только русское "авось" - в списке погибших нет ни одной славянской фамилии.

Проблема подачи новостей об "Айрин", вызвавшая шторм после шторма в американском обществе, - вовсе не в том, что информации было чрезмерно много, а в том, какого качества она была. Новаторские трюки и броские заголовки, которыми пытаются заарканить читателя самые агрессивные создатели новостей и в США, и в России - да на всем мировом медийном пространстве - напоминают ту самую пену "коричневатого цвета", которую исследовал на вкус и запах репортер FOX.

Обошедшееся без жертв землетрясение в США 23 августа с максимальной магнитутой 5,9 балла в эпицентре в штате Виргиния, было названо не иначе как "сильнейшим в истории США". На самом деле, оно не вошло даже в список 20 самых сильных толчков земной коры в Америке, каждое из который было выше 7,5 балла по шкале Рихтера. Но если оно не "самое-самое" - то кто же на информационном рынке его "купит"?..

Смотреть фотоленту "Эвакуация в США из-за сильнейшего за последние 40 лет землетрясения" >>

"Кликни меня!" - зазывают медиа, обещающие "все самое" - "шокирующие подробности", "сенсационные разоблачения", "всю правду о..." или "эликсиры вечной молодости".

Когда в пионерском детстве я забрасывала удочку с червяком на рыбу в чистой речушке под названием Теменица, раньше всех появлялись лягушки, бросающиеся с листьев кувшинок на ярко-красный поплавок. Сегодняшее информационное пространство во многом ориентируется на лягушку, заглатывающую яркое. Конкуренты борются не за доверие своей аудитории, не за авторитет, а за "клики" и "рейтинги", гарантирующие рекламные поступления.

Долгое время самой востребованной новостью рунета, например, был "календарь концов света".

Не знаю, кто кого держит за дураков - мы вас, или вы нас?..

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала