Москва прощается с Ией Саввиной – народной артисткой СССР, которая более полувека блистала на сценах театра имени Моссовета и МХТ имени Чехова. Ия Саввина исполнила мечту многих: никогда даже не думая об актерской судьбе, она сыграла в десятках фильмов и спектаклей, которые принесли ей всемирную известность.
Непрофессиональная актриса
Ия Саввина не была профессиональной актрисой – она училась на журфаке МГУ и собиралась работать именно журналистом, а игра в студенческом театре университета была всего лишь увлечением. В 1957 году начинающий режиссер Ролан Быков взял Саввину на главную роль в спектакле "Такая любовь" по пьесе чешского драматурга Павла Когоута – и хобби определило всю её дальнейшую жизнь. В 1960-м в одном из спектаклей студенческого театра ее увидел Алексей Баталов. Он рассказал режиссеру Иосифу Хейфицу, готовившемуся тогда к постановке "Дамы с собачкой", что нашел актрису, словно рожденную для исполнения роли Анны Сергеевны. В этом же году Ия Савина поступила в труппу театра имени Моссовета.
Роль Анны Сергеевны сделала Ию Савину кинематографической звездой. Трудно было поверить, что образ такой большой внутренней насыщенности, психологической и художественной завершенности был создан юной дебютанткой, не имевшей к тому же никакой профессиональной актерской подготовки. Ни Баталов, ни Хейфиц, пригласивший безвестную студентку на главную роль, не ошиблись. За "Дамой с собачкой", имевшей огромный успех и высоко оцененной критикой, последовали главные роли в "Кроткой" - инсценировке одноименной повести Достоевского, в "Грешнице" режиссера Филиппова, роль сестры Чехова Маши в "Сюжете для небольшого рассказа" Юткевича, Долли Облонской в "Анне Карениной".
В кино Саввина сыграла около пятидесяти ролей; большинство из них не были главными – но были запоминающимися.
Член правления гаражного кооператива Аникеева в "Гараже" Эльдара Рязанова, сестра милосердия Саша в "Служили два товарища" Евгения Карелова – в этих картинах был занят практически весь цвет советского кино того времени, но Саввина выделялась даже на этом блистательном фоне.
Работа Ии Савиной в "Частной жизни" Юлия Райзмана была отмечена Госпремией СССР. А еще одну премию от государства она получила спустя двадцать лет после съемок: фильм "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", поставленный Андреем Кончаловским в 1967 году, попал в прокат только в 1987-м. Исполнительница заглавной роли была награждена Госпремией РСФСР имени братьев Васильевых.
В 1990 году Ие Саввиной было присвоено звание народной артистки СССР, уже после распада СССР она получила орден Дружбы – "за большой личный вклад в развитие отечественного искусства" – и театральную премию "Хрустальная Турандот".
В театре актриса играла вместе с Фаиной Раневской и Любовью Орловой, от которой удостоилась похвалы за подхваченную роль Норы в спектакле по одноименной пьесе Ибсена. Позже актриса, вспомнив свою первую профессию, написала серию портретов-воспоминаний о тех, с кем работала на одной сцене. Впрочем, от журналистики Саввина никогда не отрекалась – одновременно с работой в кино и театре она вела на телевидении ряд просветительских передач, посвященных русскому искусству.
В театре имени Моссовета она проработала 17 лет, а в 1977 году Олег Ефремов позвал Саввину во МХАТ – и она согласилась сменить театр. Много позже этот коллектив разделился, и актриса осталась с Ефремовым в той части, которая стала МХТ имени Чехова. В этом театре она проработала до последнего дня, и на его сцене в марте 2011 года отметила свой 75-летний юбилей.
Как сообщается на сайте МХТ имени Чехова, актриса до последнего времени выходила на сцену и играла в спектаклях "Рождественские грёзы", "Новый американец" и "Кошки-мышки". А для детей Ия Саввина навсегда останется голосом самого лучшего Пятачка во всем мире – этого персонажа она озвучила в трех мультфильмах Федора Хитрука.
Каждая роль, каждый образ, созданный Ией Саввиной, по мнению критиков, был живым и убедительным. То, что их немного, было результатом высокой требовательности актрисы, которая не раз подчеркивала, что вполне разделяет известную истину: хорошо сыграть можно только то, что любишь или ненавидишь.
По словам близких, Ия Саввина умела быть резкой и язвительной, умела взрываться и одергивать. Но никогда не забывала добро. Ее называли Мадонной 60-х, она играла бесчисленных жен и матерей, но только самые близкие знали о реальной трагедии ее материнства, о недуге сына, ради которого она каждый день всю жизнь совершала подвиг. "Мне кажется, она всегда чего-то ждала: любви большой, роли серьезной, доброты, но никогда не рассказывала об этом. Никому", – говорит народная артистка РСФСР Елена Проклова.
Казалось, что для нее действительно не было невозможного. Даже в мультфильмах она вносила в своего персонажа столько пронзительной искренности, что получался шедевр. Нужна была режиссерская смелость, чтобы предложить строгой и серьезной Саввиной участвовать, например, в комедии. Но она-то как раз любила и умела ценить смелых режиссеров.
"Никогда не жалейте о прошедшем, о прошлом. Вот сделано – и надо идти дальше", – говорила Ия Саввина. Подводя итоги жизни, Ия Саввина с привычной ей безжалостной прямотой сказала так: "Мне было очень трудно. Но зато я смотрю на свою жизнь без отвращения и стыда, а это кое-чего стоит".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников