29 августа в Архызском ущелье была возведена первая опора первой канатной дороги Северо-Кавказского туристического кластера. Будущая четырехкресельная канатная дорога пропускной способностью 1,8 тысячи человек в час протянется на 860 метров и поднимется на высоту 1770 метров.
В символической церемонии начала монтажа канатной дороги приняли участие глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, председатель совета директоров компании "Курорты Северного Кавказа" Ахмед Билалов и ее генеральный директор Алексей Невский, вице-президент "Группы "Синара" Сергей Папин и генеральный директор компания "Архыз-Синара" Юрий Старков.
"РИА.Туризм" попросил Алексея Невского рассказать о проекте и его перспективах.
- Сколько времени, на ваш взгляд, пройдет с сегодняшнего дня до того, как в Архыз приедут первые горнолыжники?
- Сегодня мы сделали первый шаг по очень непростой, местами кажущейся непроходимой дороге. Все помнят и знают, в каком регионе мы осуществляем нашу деятельность. Тем не менее мы рассчитываем, что в течение 5-10 лет ситуация кардинально изменится к лучшему.
В наших планах сделать так, чтобы к началу горнолыжного сезона 2011-2012 годов в Архызе были введены в эксплуатацию первые объекты - административное здание, пожарное депо, три гостиницы, две горнолыжные трассы и одна канатная дорога. Уже на следующий год здесь будут работать 11 гостиниц и девять подъемников.
- Какое количество туристов вы планируете принимать после того, как все объекты курорта будут введены в строй?
- Согласно концепции развития курорта Архыз, к 2020 году отели смогут принимать единовременно 25 тысяч туристов. Для отдыхающих будут оборудованы 69 подъемников и трассы общей протяженностью 270 километров. Туристический поток, как ожидается, превысит полмиллиона человек в год.
- Это достаточно амбициозная задача, за счет чего вы рассчитываете выйти на такие показатели?
- Концепция проекта предусматривает создание развитой курортной инфраструктуры для полноценного оздоровительного и семейного отдыха: тематические пространства, зоны активного отдыха, гостиницы, центры торговли, услуг и развлечений, предприятия общественного питания. Будут оборудованы горнолыжные трассы различной сложности, организована единая транспортная сеть канатных дорог, соединяющая зоны активности туристов. Мы надеемся, что совокупность факторов кавказского гостеприимства, неповторимой природы, высококачественного сервиса, надлежащего уровня безопасности и профессионализма менеджмента приведет к тому, что показатель "полмиллиона туристов в год на Архызе" станет реальным.
- Главный вопрос скептиков - каким образом вы планируете решать проблемы безопасности, которые стали еще более острыми после событий прошедшей зимы? Не секрет, что режим контртеррористической операции является не самой хорошей рекламой для региона?
- Вопросы безопасности являются ключевыми, и мы обращаем на них первоочередное внимание. Но для начала я хотел бы отметить следующее. Об этом не часто говорят, но в целом на Кавказе уровень бытовой преступности значительно ниже, чем по стране. Согласитесь, привлекательность того или иного региона с точки зрения рядового туриста складывается во многом с учетом этого фактора.
К сожалению, на Кавказе еще бывают резонансные преступления, акции террористов, но, как уже неоднократно показывал мировой опыт, даже неблагоприятный общий фон не является сдерживающим фактором для увеличения числа туристических прибытий. Вспомним, к примеру, Израиль, где линии противостояния между противобортвующими сторонами зачастую проходят по улицам одного города и где местное население постоянно находится под дамокловым мечом опасности не только терактов, но и полномасштабных военных действий. Тем не менее поток туристов в Израиль нескончаем, в том числе и потому, что службы, обеспечивающие безопасность, работают настолько эффективно, что мы практически не знаем случаев, когда в результате гражданского противостояния или терактов пострадали бы туристы.
- Хорошо, но это Израиль - страна, с момента основания находящаяся во враждебном окружении, где основы безопасности преподают с детского сада. У нас же все благие пожелания могут упереться в проблему коррупции и…
- Даже если мы рассмотрим некоторые страны с сопоставимым уровнем коррупции и эффективности силовых структур, мы увидим, что их правительства успешно справляются с обеспечением безопасности туристических зон. Всем нам знакома ситуация в Египте, но аналогичную картину можно наблюдать в Малайзии и на Филиппинах, интересен опыт Мексики, практически - в том числе при помощи туризма - покончено с террором в Турции, туристы защищены от уличной преступности на Ямайке и в Марокко. Есть, наконец, пример стран бывшей Югославии, которые менее чем за 10 лет после кровавой гражданской войны, терактов, захвата заложников и мародерства смогли превратить регион в одно из главных туристических направлений Восточной Европы.
К решению задачи обеспечения безопасности мы привлекаем лучших экспертов, в данный момент ведутся переговоры с израильской компанией ElbitSecurity Systems и французской Thales. Впрочем, по-настоящему курорты станут безопасны тогда, когда местное население воочию увидит, что терроризм ведет к нищете, а туризм - к процветанию. Согласитесь, после того, как в регионе будет создано 330 тысяч рабочих мест, а большинством объектов мелкого и среднего бизнеса будут управлять местные жители, социальная база террористов снизится до минимума.
- Тем не менее, всегда есть безумцы…
- Любое безумство может победить система. Сейчас мы ее создаем. Мы будем учиться на чужих ошибках и сделаем все возможное, чтобы не допустить их самим.
- Хорошо, допустим, мы построили отели и обеспечили безопасность туристов, но где возьмутся люди, которые будут здесь работать - ведь для того, чтобы ежедневно обслуживать 150 тысяч туристов, нужно где-то взять почти 330 тысяч человек профессионально обученного обслуживающего персонала?
- Да, это действительно большая проблема, и не только для Кавказа, но и для всей России. Мы ее понимаем и ищем пути ее решения - одной из ключевых задач проекта является формирование профессиональной учебной базы, которая обеспечит подготовку и переподготовку персонала будущих объектов размещения. И то, и другое - задачи вполне решаемые на горизонте 10 лет. На многих курортах стран Африки, Азии, Латинской Америки проблема уровня сервиса была решена даже в более сжатые сроки. По этому, как, впрочем, и по большинству других, вопросу мы тесно сотрудничаем с региональными властями.
- Курорты Северного Кавказа - это только горные лыжи?
- Действительно, в самом начале, когда этот проект только начинался, предполагалось создание и развитие только горнолыжных курортов, но уже сегодня можно говорить, что проект начал движение в сторону экотуризма, бальнеологии и даже пляжного отдыха. По поручению правительства РФ совместно с правительством Дагестана мы готовим концепцию развития пляжного отдыха на побережье Каспийского моря. Кроме того, есть все основания надеяться на то, что в проект будет включен Джейрахский район Ингушетии.
Здесь, в Архызе мы дали старт проекту, который изменит к лучшему весь Северный Кавказ.