Рейтинг@Mail.ru
Размороженные деньги для новой Ливии - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Размороженные деньги для новой Ливии

© REUTERS / Zohra Bensemra Ливийские мятежники празднуют победу в Триполи
Ливийские мятежники празднуют победу в Триполи
Читать ria.ru в
Дзен
Сводки с ливийских фронтов постепенно уступают место совсем другой информации: кто, как и кому отдаст "замороженные" ливийские деньги, и зачем. Великобритания разморозит миллиард фунтов, ООН – полтора миллиарда долларов... Именно вокруг этого сейчас и разворачивается глобальная дипломатическая игра. Тут дело уже не только в Ливии, а еще в принципах. А принципы – это серьезно.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Сводки с ливийских фронтов постепенно уступают место совсем другой информации: кто, как и кому отдаст "замороженные" ливийские деньги, и зачем. Великобритания разморозит миллиард фунтов, ООН – полтора миллиарда долларов... Именно вокруг этого сейчас и разворачивается глобальная дипломатическая игра. Тут дело уже не только в Ливии, а еще в принципах. А принципы – это серьезно.

"И как вы это понимаете?"

Новость сегодняшнего дня: Россия примет участие в конференции "Друзей Ливии" 1 сентября в Париже. Сомнения насчет этого участия были у многих – слишком похожа была парижская встреча на грустный пир победителей, то есть группы европейских членов НАТО, которым теперь надо как-то помогать подопечным не только бомбардировками, а уже материально, – то есть размышлять, как Переходный совет будет возвращать жизнь в стране в нормальное русло. А это, между прочим, деньги. Собственно, вопрос о деньгах в Париже и будет звучать громче всего.

Пока что (и это – новость вчерашнего дня) новая власть в Триполи получит от англичан ливийские динары на сумму примерно в миллиард британских фунтов. Ливия не печатает деньги сама, это был заказ, размещенный режимом Каддафи в Великобритании. Но замороженный из-за санкций ООН.

И еще есть полтора миллиарда долларов, которые были разморожены на прошлой неделе решением Совета Безопасности ООН.

И вот тут много примечательных деталей. "Господин Генеральный секретарь, мы говорим о пятистах миллионах долларов, которые распределят между собой повстанцы в виде зарплат. И как вы это понимаете? – Я понимаю это так, что часть этих полутора миллиардов… будут выделены гуманитарным агентствам ООН, и мы постараемся использовать эти деньги на срочную гуманитарную помощь прозрачным и подотчетным образом… Эти вопросы будут далее обсуждаться… в Париже и на предстоящей Генеральной Ассамблее в сентябре".

Это – из краткой пресс-конференции генсека ООН Пан Ги Муна 26 августа, где он, среди прочего, объявил, что поедет в Париж, встретится там с главой Переходного совета, и так далее.

Уже из этого обмена любезностями видно, где сейчас наиболее острые вопросы по части Ливии. Что – вот этим людям, которые захватили власть и ведут себя, скажем прямо, по-разному, дать все деньги, которые были до того отняты у Каддафи? А кто проверит их расходование? И многое другое.

Все пути ведут в ООН

Это не первая такая война за последние годы, и не первый случай, когда после нарастающего беззакония военного времени начинаются сложные дипломатические маневры по введению ситуации в правовое пространство.

Напомним, что в случае с Ливией операция НАТО – это результат весьма расширительного толкования этой организацией резолюции СБ ООН от 17 марта. Совбез принял резолюцию, предусматривающую всего лишь введение бесполетной зоны над Ливией. А переросло дело в масштабную поддержку НАТО дной из двух сторон в начавшейся в феврале гражданской войны.

Нечто почти похожее происходило с войнами в Югославии (1999) и Ираке (2003) – все та же группа стран, НАТО или просто США, начинали войны, опираясь на какие-то документы ООН (подразумевавшие нечто иное) или даже без документов ООН вообще. Но дальше, когда война кончалась, оказывалось, что без ООН все равно нельзя, поскольку международное право – штука, нужная всем. И, кстати, даже администрация Джорджа Буша в конце концов стала тихой, мирной и старалась работать с ООН как можно теснее.

И вот вам образец того, почему это так. Деньги Каддафи, замороженные по санкциям СБ ООН, может разморозить только СБ ООН. То есть не одни лишь те страны, что поддерживали одну сторону войны в Ливии, а еще и другие страны, не очень с ними согласные – Россия, Китай, Индия, и многие другие.

Именно многие. И на той же пресс-конференции Пан Ги Муна вопросов к нему на эту тему было множество. "А что, признание Переходного совета уже разве состоялось?". "А как вам позиция Африканского союза?". Пан Ги Мун, в целом очень прозападный человек, крутился, как мог – вот сейчас поеду в Париж, там обо всем договоримся…

Дело не только в НАТО

История с российской позицией в отношении Ливии очень примечательная. Ее чаще воспринимают как пример сложных отношений России и НАТО, России и США, когда обеим сторонам и хочется не ссориться, но никак не получается – слишком мерзкая история с этой Ливией получилась, и те же натовцы это хорошо понимают.

Но на самом деле все куда сложнее. Россия, Китай и множество других стран оказались в тисках между совсем иными силами – между арабами и африканцами. Африканский союз отказался признавать Переходный совет (хотя немалая часть его членов признала). А вот арабы, которые уже много лет не знали, как отделаться от не совсем адекватного полковника Каддафи, в целом решили поступить по-умному: уничтожить его руками НАТО, а потом подумать, что делать дальше. И Москва, и Пекин прежде всего размышляли о том, как не обидеть эти две группы государств, а вовсе не о каком-то противостоянии с НАТО.

Что же касается напряженно идущих сейчас переговоров в ООН, в том числе и в Совбезе, то тут картина тоже не простая. Понятно, что Москва и еще множество стран как минимум не позволят применить опыт Ливии в другой стране – в Сирии.
А то это было бы слишком просто: воздержаться от применения вето в голосовании по какой-то на вид невинной резолюции по Сирии, и наблюдать, как, воодушевленная этой резолюцией, сирийская оппозиция, вместо того чтобы искать мира и компромисса с режимом, начнет вести себя как Переходный совет в Ливии. То есть отказываться от переговоров и просить военной помощи. Что она и без того уже делает.

Но в целом опыт ливийской войны оказался травмирующим для всех, и стран НАТО прежде всего. И еще травмирует не раз, ведь теперь надо как-то налаживать нормальную жизнь в стране, в общем – активно участвовать в ее делах. Так что в итоге в том же Совбезе, а потом и на Генассамблее в конце сентября все постараются договориться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала