Рейтинг@Mail.ru
Джузеппе Шортино: иммиграция неизбежна в любой развитой стране - РИА Новости, 31.08.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Джузеппе Шортино: иммиграция неизбежна в любой развитой стране

Читать ria.ru в
ДзенMaxTelegram
Накануне Мирового политического форума в Ярославле, один из участников форума, ученый по проблемам иммиграции и межнациональных отношений, профессор социологии Университета Тренто (Италия) Джузеппе Шортино (Giuseppe Sciortino) рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Наталии Шмаковой, что значат для современного общества миграционные процессы и как помочь иммигрантам адаптироваться в новой среде.

Накануне Мирового политического форума в Ярославле, который в этом году будет посвящен теме "Современное государство в эпоху социального многообразия", один из участников форума, ученый по проблемам иммиграции и межнациональных отношений, профессор социологии Университета Тренто (Италия) Джузеппе Шортино (Giuseppe Sciortino) рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Наталии Шмаковой, что значат для современного общества миграционные процессы и как помочь иммигрантам адаптироваться в новой среде.

- Италия в этом году столкнулась с сильнейшей за последнее время волной мигрантов, которая вызвана, прежде всего, событиями в странах Северной Африки. Как в этой связи Вы оцениваете нынешнюю ситуацию на Апеннинах?

- В первую очередь необходимо не впадать в панику. Достаточно вспомнить недавнее прошлое, когда всего лишь за одну ночь - 8 августа 1991 года - в южноитальянский город Бари приплыли свыше 20 тысяч человек из Албании. Это всего лишь немногим меньше того числа беженцев, которые прибыли в Италию за время тунисского и ливийского кризисов вместе взятых.

На протяжении большей половины последнего десятилетия в Италию ежегодно прибывают около 400 тысяч иммигрантов. Другими словами, последствия арабской весны пока не очень критичны. Однако, конечно, нельзя недооценивать важность этих явлений, также как нельзя игнорировать тот факт, что ситуация может усугубиться.

Тем не менее, мы должны рассматривать эти явления в их контексте и понимать эпохальную важность того, что сейчас происходит в Средиземноморье: Европа впервые может оказаться в ситуации, когда у власти в странах южного побережья Средиземного моря будут демократические режимы. Это долгий и требующий острожного подхода процесс, но это эпохальные изменения, сопоставимые с тем, что произошло с Восточной Европой в 80-х годах прошлого века.

- На Ваш взгляд, прекращение военных действий в Ливии остановит волну беженцев или этот процесс необратим? Что нужно делать для того, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации?

- Очень вероятно, что окончание ливийского конфликта приведет в среднесрочной перспективе к снижению или даже исчезновению этого явления. Новое тунисское правительство, похоже, уже восстановило контроль на собственных границах, и первые заявления временного ливийского правительства говорят о том, что они намерены действовать в этом же направлении.

Однако просто прекращение военных действий не означает конца миграционного давления. Чтобы предотвратить этот процесс, необходимо способствовать стабилизации в регионе посредством развития экономики и укрепления демократических режимов в странах южного Средиземноморья.

- Каковы шансы у вновь прибывших иммигрантов ассимилироваться в Италии или других европейских странах, например, Франции или Германии?

- Относительно интеграции иммигрантов в европейских странах существует слишком много мифов и ненужной паники. Исследования показывают совершенно иную картину от той, какой ее часто представляют политики и как склонны считать в обществе. Например, культурные различия между европейцами и иммигрантами значительно меньше тех, чем предполагают, и дети иммигрантов почти всегда хорошо ассимилируются в той стране, в которой они выросли.

Так, например, когда я недавно был в Германии, там выступал премьер-министр Турции перед большой группой людей, состоящей из детей тех, кто приехал туда в 60-е годы. После этого многие политики и граждане были встревожены тем фактом, что молодые люди по-прежнему ощущают себя турками. Я же, напротив, был впечатлен тем, что все участники этой встречи слушали речь премьер-министра в наушниках с переводом на немецкий язык.

Поэтому меня больше беспокоит другое: то, что до сих пор сохраняются различия в подходах во время обучения и на рынке труда по отношению к иммигрантам. Следует признать, что основная проблема заключается не в культурных отличиях одних от других, а в социальной изоляции.

- Россия также сталкивается с потоком иммигрантов, прежде всего, из бывших советских республик. Что, по Вашему мнению, должно делать государство, чтобы помочь этим людям адаптироваться?

- Я думаю, что отправной точкой должно быть признание того факта, что иммиграция является неизбежным явлением в России точно также, как и в любой другой развитой стране. Не существует развитого общества, которому удалось бы существовать без иммигрантов. Если правительства хотят быть эффективными, они должны, прежде всего, понять, что речь идет об обычном явлении, не пытаться избавиться от него или игнорировать.

Политики должны быть реалистичными. Вместо того чтобы спорить на абстрактные темы, они должны решить, сколько иммигрантов стоит впускать в страну, откуда и на каком основании. Затем они должны предложить иммигрантам разумные способы возможной интеграции с правилами, временными рамками и четкой ответственностью. В-третьих, государство должно обеспечивать эффективную защиту иммигрантов от дискриминации и ксенофобии.

- Минувшим летом весь мир потрясли события в Норвегии, где 22 июля произошел двойной теракт, унесший жизни 77 человек. Виновник этой трагедии Андерс Брейвик назвал политику мультикультурности "большой ложью" и заявил, что его главной целью было не убивать людей, а "спасти мир". Что нужно делать руководству других стран, чтобы подобная трагедия никогда не повторилась?

- То, что произошло в Норвегии, свидетельствует о том, какой ущерб может нанести любая форма фанатизма. Хотелось бы надеяться, что норвежская трагедия напомнит политикам-популистам, которыми изобилует в настоящий момент Европа, о существующих опасностях, связанных с использованием ими языка ненависти.

Когда мы сталкиваемся с такими проблемами как иммиграция, этническая принадлежность, религиозные различия, безусловно, важно проводить четкую и, если необходимо, даже жесткую политику. Но не менее важно правильно взаимодействовать с этими людьми, уважая их личность и зная чувство меры, а использование апокалипсического языка может только навредить.

Надо признать, что цивилизованная реакция правительства и общественного мнения Норвегии на случившееся достойна восхищения. Кроме того, она ясно дала понять, что лучший способ победить фанатизм - работать над развитием гражданского общества.

- На Мировом политическом форуме в Ярославле Вы будете участником секции "Демократические институты в полиэтнических обществах". Какую основную мысль Вы планируете донести до своих иностранных коллег?

- Не существует однородных обществ. Если мы хотим пользоваться преимуществами полиэтнических обществ, мы должны также признать, что они требуют совместного существования с людьми и группами, которые смотрят на мир не так, как мы.

Основной риск для европейских обществ - замкнуться внутри себя в поисках однородности, которая, однако, с исторической точки зрения, является всего лишь мифом.

И не стоит забывать, что иммиграция - это всего лишь один из процессов, которые способствует мультикультурному разнообразию в обществе.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала