Летний сезон 2011 года на черноморском побережье Краснодарского края прошел успешно благодаря разумной ценовой политике руководителей отелей и пансионатов, считают опрошенные корреспондентом РИА.Туризм операторы.
Операторы отмечают, что в этом сезоне в Анапе, Геленджике и Сочи практически завершилось восстановление рынка после финансового кризиса 2008-2009 годов. Курорты Краснодарского края, которые лихорадило несколько сезонов подряд, наконец-то пережили "ровное" лето. Главные причины - сохранение цен на уровне прошлого года и успешные ранние бронирования.
Цены не отпугнули туристов
"В этом году стоимость проживания в гостиницах Анапы выросла всего на 5%. Геленджик вернул разумные цены на отдых среднего класса, в результате продажи этих курортов у нашей компании выросли в июне на 24%. Для Геленджика сезон 2011 года стал лучшим за последние пять лет. А вот здравницы Туапсе оказались не в выигрыше, потому что повысили цены на 15%", - говорит заместитель директора департамента курортов Краснодарского края компании "Астравел" Александр Бешанов.
Операторы отмечают, что отельеры в этом году сделали все возможное для сохранения цен на прежнем уровне. "Отели приложили максимум усилий, чтобы получить минимальные цены. Цены на питание, конечно, невозможно удержать в условиях инфляции - не кормить же туристов одной гречкой. Но за счет сокращения стоимости проживания мы получили лишь незначительное подорожание на номерной фонд в 5-6%. И мы сразу ощутили, как клиент это оценил. До кризиса мы имели ежегодное подорожание в 15-20%, что, конечно, отпугивало туристов", - говорит генеральный директор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин.
Этим летом средняя стоимость отдыха на курортах Краснодарского края в пансионате выше среднего уровня начиналась от 30 тысяч рублей на две недели с питанием (без учета дороги). Бюджетные туры стоили примерно столько же, сколько и в 2010 году, - в пределах 20 тысяч рублей на человека.
В России все равно дороже
Однако, по мнению заместителя генерального директора компании "Солвекс трэвэл" Людмилы Сысойкиной, несмотря на взвешенную ценовую политику здравниц, отдых среднего уровня в России остается неконкурентоспособным в сравнении с зарубежными курортами. В среднем клиент платит за сутки в стандартном номере 50 евро, что соответствует ценам в хорошем четырехзвездочном отеле Турции или Греции, где уровень обслуживания значительно выше.
На фоне курортов Краснодарского края, как считают туроператоры, выигрывает Крым. Цены на курортах полуострова ниже краснодарских в среднем на 25-30%, а в некоторых случаях разница бывает еще больше.
"К примеру, в Ялте есть аналогичная сочинской "Жемчужине" гостиница "Ялта-Интурист". Это типовые объекты, их строил один архитектор. Удивительно, что стоимость номеров в этих объектах иногда различается вдвое", - говорит Ромашкин.
Все лето - высокий сезон
Новой тенденцией на российских курортах стало размывание высокого сезона. Если раньше туристы хотели отдыхать только в августе, то сейчас, по словам Ромашкина, в июне продажи идут активнее. Благодаря этому смещению не произошло сезонного всплеска цен, когда стоимость путевки в начале июня на 30-40% отличается от аналогичного пакета в начале августа. Сейчас разница составляет не больше 20%. Кроме того, лучше продаются туры на сентябрь-октябрь.
"Раньше клиенты, особенно из северных регионов России, боялись бархатного сезона, думая, что море уже холодное. Поэтому продажи по регионам в конце лета почти заканчивались. На самом деле сезон в этих краях длится до середины октября, а выиграть в цене можно до 30%. К примеру, популярный пансионат "Кабардинка" под Геленджиком сейчас продается за 1480 рублей в сутки на человека, а в начале октября - уже за 1200 рублей", - рассказал Бешанов.
Еще одной тенденцией сезона стал рост спроса на дорогие объекты размещения, такие как четырехзвездочный спа-отель "Прометей клуб" и "Аква Лоо", пансионат "Заполярье", санатории "Русь" и "Шексна" в Сочи, а также "Ривьера" в Анапе, где средняя стоимость проживания в сутки превышает 7 тысяч рублей. Туроператоры распродали их еще до начала сезона. Хуже, чем прежде, продавались здравницы среднего ценового уровня и совсем плохо - дешевые объекты.
"Если загрузка объектов среднего класса в разгар сезона подросла, то в экономичном сегменте мы получили серьезный спад, причем эта тенденция отмечается и в регионах. Те клиенты, которые раньше покупали дешевые туры, ушли либо в частный сектор, либо вообще не поехали", - рассказала коммерческий директор РВБ "Алеан" Оксана Булах.
Нежелание туристов отдыхать задешево можно понять. Если спецпредложения зарубежных курортов раскупаются как горячие пирожки, то путевки на отечественные курорты по низкой цене - это опасность приобрести кота в мешке. Минимум комфорта и максимум сюрпризов. Поэтому любители дешевого отдыха предпочитают самостоятельный отдых в частном секторе или кемпинге, чем сомнительный пакетный тур по низкой цене.
В то же время, по отзывам туроператоров, в этом году в Анапе появились дешевые объекты, которые были хорошо загружены. К примеру, пансионат "Дельфин", в котором цена в сутки на человека начинается от 600 рублей (с трехразовым питанием).
"Зимой этот пансионат полностью отремонтировали, и мы продали все 240 мест. Этот пансионат пользовался более высоким спросом, чем все остальные бюджетные гостиницы", - отметил Бешанов.
Стройка в Сочи туризму не помеха
Несмотря на развернутое олимпийское строительство, спрос на Сочи глобально не сократился, отмечают участники рынка. Хотя вернуться на докризисный уровень загрузки город-курорт так и не смог. Достаточно хорошей была загрузка в районе Большого Сочи - в Лазаревском и Лоо, неплохо заполнялись популярные здравницы самого Сочи.
По мнению операторов, туристы, которые привыкли там отдыхать, знают карту олимпийского строительства. "Глобальная стройка проходит только в районе Красной Поляны и в поселке Веселое на границе с Абхазией, курортные зоны не задеты", - говорит руководитель отдела Краснодарского края компании "Мультитур" Станислав Германенко.
Сложности у туристов возникают не столько из-за строительства, сколько из-за транспортных проблем. Летом из центра города до аэропорта Адлера туристам нередко приходилось добираться около 2,5 часов. В сам Адлер поток туристов сократился до минимума.
"Транспортная ситуация вокруг Адлера и Сочи продолжает ухудшаться. Власти пытаются ее сгладить, но пока им это не удается. Надежда только на то, что после Олимпиады Адлер и Сочи станут новыми интересными объектами и отработают своих туристов", - говорит Ромашкин.
Дорогая доставка
Доставка туристов на отечественные курорты по-прежнему остается основной проблемой туроператоров. "Недостаточно гибкая политика РЖД и коммерческих авиаперевозчиков приводит к тому, что все больше туристов едут к морю на собственном автотранспорте", - признает генеральный директор компании "Ориент" Олег Шешеня. Так, услугами авиаперевозчиков пользуются лишь 25% туристов.
Операторы ищут альтернативные способы перевозки. К примеру, в этом сезоне несколько крупных операторов объединились и запустили автобусную программу "Южный экспресс". Автобусы в Анапу и Геленджик от московского метро "Орехово" ходят шесть раз в неделю, два раза в неделю отправляются рейсы в Туапсе. Стоимость проезда - 1950 рублей.
По словам Германенко, туристов привлекает возможность добраться прямо на автобусе до места отдыха. В то же время загрузка рейсов, по мнению некоторых участников программы, оказалась недостаточно высокой.
"Цена билета в таком автобусе не сильно отличается от билета в плацкартном вагоне поезда. И, конечно, туристы сделали выбор в пользу более комфортного переезда. Мы ожидали большей загрузки "Южного экспресса", - говорит Ромашкин.
Число отдыхающих на курортах Краснодарского края в 2011 году, по предварительным оценкам, составит 13 миллионов человек, примерно столько же, сколько и в прошлом году.
Людмила Титова
