Рейтинг@Mail.ru
Ким Чен Ир хочет говорить и соглашаться - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ким Чен Ир хочет говорить и соглашаться

© РИА Новости / Дмитрий Астахов | Перейти в медиабанкПрезидент РФ Д.Медведев встретился с лидером Северной Кореи Ким Чен Иром
Президент РФ Д.Медведев встретился с лидером Северной Кореи Ким Чен Иром
Читать ria.ru в
Дзен
"Без предварительных условий": вот какие слова можно считать самым интересными из того, что стало известно по результатам встречи Ким Чен Ира с Дмитрием Медведевым в Улан-Удэ. То, что Пхеньян готов вернуться к шестисторонним переговорам по "корейской ядерной проблеме" – само по себе не новость. А вот условия…

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

"Без предварительных условий": вот какие слова можно считать самым интересными из того, что стало известно по результатам встречи северокорейского лидера Ким Чен Ира с российским президентом Дмитрием Медведевым в военном городке "Сосновый бор" в Улан-Удэ (Бурятия). Речь о том, что Пхеньян готов вернуться к шестисторонним переговорам по "корейской ядерной проблеме" – но это само по себе не новость. А вот условия… и еще то, что мораторий на производство ядерных материалов и испытаний Северная Корея может ввести не по итогам, а в процессе переговоров – это заслуживает внимания.

Назад в 2008-й

То, что шестисторонние переговоры по "корейскому атому" вот-вот запустятся вновь, после перерыва, длящегося  фактически с 2008-го, было объявлено 22 июля этого года в Индонезии, на острове Бали, где проходил Асеановский региональный форум по безопасности. Это, кажется, единственное регулярное международное мероприятие, в котором участвует не только Южная, но и Северная Корея.

И вот там, на Бали, встретились делегаты от Пхеньяна и Сеула – советник министра иностранных дел республики Ви Сын-лак, а со стороны КНДР – вице-маршал вооруженных сил Ли Ён Хо, причем встреча получилась "конструктивная". Были и другие встречи – всех участников шестисторонних переговоров со всеми (а "шестерка" – это две Кореи, США, Китай, Россия и Япония). Российский министр иностранных дел Сергей Лавров тогда заявил журналистам, что важный результат всех этих бесед – решение сохранить  шестисторонний формат. Насчет него было множество сомнений, поскольку некоторые участники переговоров, особенно Япония, время от времени пытались нагрузить стол переговоров совершенно посторонними досье.

Далее были новые переговоры, в том числе в последний день июля на территории США, куда приехал Ким Ге Гван, первый заместитель министра иностранных дел Северной Кореи, для беседы со Стивеном Босуортом, спецпредставителем США по "корейской проблеме". И там тоже все прошло хорошо.

История шестисторонних переговоров довольно длинная – все-таки тянутся с 2003 года, но предмет их был ясен с самого начала. Северная Корея должна отказаться, прозрачным и вызывающим доверие образом, от любых  подозрительных военных ядерных программ – в обмен на содействие внешнего мира по части энергопоставок. И единственное, что мешало начать выполнение таких договоренностей, это сомнения Пхеньяна – часто обоснованные – в том, что партнеры (раньше это были в основном США) будут эти договоренности выполнять. Сейчас все начинается сначала.

Что касается предварительных условий, то их выдвигала или выдвигает Южная Корея. Условиями такими могут быть извинения Северной Кореи за обстрел южнокорейской территории или отказ от ядерных программ еще до начала переговоров – что угодно. И было естественно ожидать, что обиженный Пхеньян в ответ выдвинет свои предварительные условия, это он умеет.

Так что в этот раз в "Сосновом бору" была прояснена действительно важная деталь: Пхеньян готов вернуться к шестисторонним переговорам без всяких условий, более того – если не демонтировать, то заморозить ядерные программы северные корейцы могут, не дожидаясь окончательных договоренностей.

То есть Пхеньян согласен на возврат к поэтапному, шаг за шагом, плану урегулирования, который был готов задолго до 2008 года (когда переговоры прервались). Там "заморозка" тоже предполагалась. И прочие шаги после нее.

Теперь осталось добиться полной ясности от Южной Кореи – Сеул оказывается в роли единственного несогласного. Москва тоже участвует в этих усилиях, но по большей части уговорами заняты США.

Чудеса открытости

Надо заметить, что в "Сосновом бору" лично Ким Чен Ир ничего такого не заявлял. За него это сделала Наталья Тимакова, пресс-секретарь российского президента. Вне всякого сомнения, выступление ее было согласовано и с Ким Чен Иром, но это все же не совсем то же самое, как если бы он сам встал и сказал, что думает.

Вообще-то можно было наивно предположить, что главы государств после переговоров выйдут к журналистам на пресс-конференцию и сами все расскажут. Дмитрий Медведев так и сделал, говорил обо всем – про поставки газа Украине, про повстанцев в Ливии, и еще – про экономические договоренности с Северной Кореей, только что достигнутые на переговорах. Ким Чен Ир ничего такого не сделал.

Но надо понимать, что, подобно британскому монарху, северокорейский лидер не делает этого никогда. Вопросов ему задавать не положено. И без того Ким Чен Ир проявил чудеса открытости – съездил за рубеж (в смысле – не в Китай, где он все-таки бывает), взял с собой кинооператоров, которые сделают по этой поездке фильм и покажут его по всей стране. А еще группа журналистов была допущена на стартовый обмен любезностями двух лидеров перед переговорами. Конечно, когда север Кореи продолжит заторможенные "ядерным скандалом" реформы, открытости будет больше. А пока вот так.

Кстати, о продолжении реформ. Это вопрос денег, и деньги, а также прочие экономические вопросы в Улан-Удэ тоже обсуждались. Более того, обсуждались настолько успешно, насколько это вообще возможно. Сдвинули с мертвой точки дело о строительстве газопровода, который должен пройти через север полуострова на юг. Теперь будет создана комиссия, которая – без политики – начнет прорабатывать техническую сторону вопроса.

И то же самое насчет еще советского долга Пхеньяна Москве – на сегодняшний день накопилось на 11 миллиардов. Тут тоже будет создана комиссия, будут считать – одиннадцать ли, миллиардов ли, долларов ли. Дело долгое.

Но если разрешится "ядерный вопрос", то заниматься трубопроводами и долгами будет несравненно легче.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала