Владелец event-агентства "Империя Музыки", концертный директор десятка топовых артистов Табриз Шахиди рассказал в интервью РИА Новости, зачем он придумал iPhone-приложение с расценками на выступления артистов шоу-бизнеса, раскрыл музыкальные пристрастия нефтяников, банкиров и IT, а также рассказал, зовут ли классических музыкантов на вечеринки. Беседовала Мария Ганиянц.
- У вас на сайте висит анонс на эксклюзивное приложение для iPhone и iPad "Артисты и цены. iBooking". Теперь любой пользователь может скачать себе в телефон базу с более чем 600 российскими и зарубежными артистами и их гонорарами за выступления на частных вечеринках, свадьбах и корпоративах? Вы что, решили раскрыть все финансовые тайны шоу-бизнеса?
- Нет. Скачать приложение может любой (оно уже появилось официально в AppStore и широкий запуск проекта назначен на конец августа), но получить доступ к размерам гонораров смогут не все. Полноценная база доступна только зарегистрированным пользователям, чьи данные я или мои менеджеры лично проверим. Нам нужно будет убедиться, что пользователь не собирается "сливать" конфиденциальную бизнес-информацию в сеть. На самом деле это классическое В2В-предложение: пользователи являются либо прямыми частными заказчиками, либо event-агентствами. Им просто нет смысла сливать эту информацию по многим причинам. Для праздного интереса получить доступ нельзя. Во всяком случае, мы постараемся пресекать такие попытки. Большинство журналистов тоже прекрасно понимают, что есть информация, о которой не стоит писать. Просто по этическим соображениям: никому не хочется видеть напротив своей фамилии цену. При этом, никто из представленных в приложении артистов не только не возражал против этого прорыва в event-индустрии, но многие, напротив, звонили и просили разместить в нем, если не находили себя в списках.
- Какой коммерческий расчет в этом приложении?
- Само приложение к iPhone бесплатно и наш интерес абсолютно практический: около 40% зарегистрированных - прямые заказчики, которые могут сравнить цены у нас и в других агентствах и выбрать booking-агента, у которого цена ниже. Мы работаем по схеме +10% к гонорару артиста. В некоторых случаях, когда гонорар артиста слишком высокий, то агентские могут быть ниже - до 5%. Дело в том, что представленные в приложении размеры гонораров являются номинальными и стартовыми при любых переговорах. Ниже этих цен мало кто из артистов опустится, тем более, если им звонить напрямую.
- Как известно, пик корпоративов приходится под Новый год, когда начинают формировать новогодний график? Повышается ли ставка?
- Опытные компании начинают думать об этом с августа, так как в конце ноября уже нет тех артистов, которых им хотелось бы услышать на своем празднике. Топовые не только в смысле цен артисты, такие как Лепс, Киркоров, Ваенга, Фриске, группа "УмаТурман", "Дискотека Авария", "Браво" уже оказываются "забронированы" другими, более расторопными заказчиками.
- Так что с гонорарами?
- Под Новый год определенные артисты повышают свой гонорар за выступление примерно на 20-30%. Но, если у артиста несколько выступлений за вечер (стандартный сет длится около 40-45 минут), то цена остается номинальной - "перекрывают" количеством. Соглашение о выступлении достигнуто, когда артист получает 50% предоплаты. Остальные 50% либо за 3 дня до выступления, либо на площадке перед выступлением. В противном случае звезда просто не выйдет на сцену.
- Каких западных артистов зовут на корпоративы?
- У нас хотят видеть бесконечный "состав" из групп 80-х годов, таких как Boney М или Ottawan, от оригинального состава которых почти ничего не осталось, да и качество их выступлений оставляет желать лучшего. Но имя вроде громкое, да и стоят они в два раза дешевле большинства топовых отечественных артистов.
Хотя, лично для меня это загадка. Я понимаю, почему их приглашали в первые годы после развала СССР, но звать эти группы через 20 лет, когда на Западе работает несколько поколений блестящих музыкантов - это уму непостижимо. Мне, как профессиональному в прошлом музыканту, хочется качества.
- Классических музыкантов куда-нибудь приглашают?
- Как правило, на мероприятия уровня luxury, где не подразумевается бурная пьянка. Например, презентации товаров класса люкс от часов и костюмов до автомобилей и яхт. Это придает мероприятию высокий статус и не оскорбляет музыкантов, так как пьяная гульба не предусмотрена форматом события. Дело в том, что если речь идет не о фоновой музыке оркестра, а о сольном выступлении, мини-концерте классической музыки, то в райдере артиста обязательно указано - во время выступления нельзя трапезничать, стучать вилками-ножами и разговаривать. Я знаю случай, когда очень известный музыкант прервал свое выступление на седьмой минуте и покинул сцену. Он начал выступать в условиях ужасающего шума, когда никто концерт не слушал. То есть были нарушены условия райдера и он отказался от дальнейшего концерта.
- Бывают вообще невыполнимые райдеры наших артистов?
- Нужно уяснить для себя, что "в переводе" на русский язык, райдер - это гостеприимство. В отличие от западных звезд, никаких особых требований наши артисты не выдвигают: могут попросить билеты первого класса для солистов и директора, проход через vip-зал в аэропорту и 4-5-звездочную гостиницу. Но это нормально. Я не считаю чем-то особенным, когда артист просит поставить в гримерку коньяк определенной марки или свежевыжатый сок. Бывает обратная ситуация: прилетели "Потап и Настя" в Юрмалу на конкурс, а их никто не встретил. Вероятно, накануне "гуляли" организаторы и проспали. Или по другой причине, не важно. Разве это нормально?
- Основной объем корпоративов приходится на декабрь, можно ли оценить объем затрат компаний на артистов?
- Весьма и весьма приблизительно. Порядка 300 крупных и средних компаний устраивают в этот период корпоративы с привлечением артистов. Половина из них могут потратить от 40 до 80 тысяч евро только на артистов. Затраты другой половины на музыкантов и ведущих не превышают 25-30 тысяч евро. Огромное количество компаний празднуют еще "скромнее" - всего один артист до 10 тысяч евро. У некоторых артистов бывает по пять выступлений в предновогодний период. Самые дорогие артисты - Лепс, Киркоров, Ваенга, Михайлов - могут себе позволить не выступать чаще, чем два-три раза за вечер, но и их могут к себе пригласить не более 5-7% от общего числа компаний. Думаю, если скажу, что за декабрь примерная сумма общих затрат на корпоративы в Москве достигает порядка 30 миллионов евро, это будет очень близкая к реалиям цифра.
- Во сколько, например, моей компании обойдется выступление топовых артистов?
- Стоимость выступления самых востребованных артистов под Новый год может колебаться в рамках от 20 до 60 тысяч евро.
- А если мы в другом городе?
- Тогда цена может вырасти в несколько раз и не только за счет стоимости перелета и гостиниц (затраты на райдер могут достигать 15 тысяч евро), но, прежде всего, за счет того, что заказчику придется оплатить от двух до пяти гонораров: ведь артист, улетев даже на один день, вынужден пропускать несколько выступлений в Москве. Правда, в этом случае, заказчик может попытаться организовать несколько концертов на своей территории, не заплатив артисту дополнительно (то есть компенсировав свои затраты за счет других выступлений), но такие случаи редки. Как правило, если и собираются два-три крупных event-агентства на местах в регионах и продают выступления своим клиентам, то это может быть спасением.
- До сих пор все получают "в черную"?
- "В черную" уже мало кто из артистов работает: практически у всех есть официальные договоры. И все артисты, если они не получают зарплату в продюсерских центрах (Матвиенко, Фадеева и других), как правило, зарегистрированы как индивидуальные предприниматели (ИП) и регулярно платят налоги. А если контракт заключен через event-агентство, то оплата поступает на его счет и налоги платятся со всей суммы, из которой потом выплачивается гонорар (ну тут уже не проследить, кто и как подал налоговую декларацию как физ-лицо).
- А можно ли систематизировать компании по музыкальным пристрастиям? Что любят банкиры или нефтяники?
- В последнее время руководство компаний стало ориентироваться на мнение большинства сотрудников. Мои клиенты последние два года при подготовке новогодних корпоративов рассылают опросник и выявляют топ-3 артистов, которых сотрудники хотели бы видеть на празднике. Крупные банки предпочитают Валерия Меладзе, "Браво", "Уму Турман", "Моральный кодекс", "Несчастный случай", конечно, Жанну Фриске и "ВИАгру". Нефтяники же (нефтедобывающие регионы) любят, чтобы было "исконно русское", "деревенско-народное", чтобы за душу брало, и после третьей рюмки слеза наворачивалась. И ничего плохого в этом нет. Им подавай Ваенгу, Стаса Михайлова и Григория Лепса. Последний эту аудиторию и вырастил, честно выступая перед этими молодыми предпринимателями лет 10 по столичным казино. IT-компании, у которых бюджеты на празднования меньше, приглашают тех, кто им по карману. Многие заказчики, которым надо и праздник сделать, и имя получить, и деньги сэкономить приглашают группы 80-х.
- Вам не кажется, что вкусы заказчиков изрядно подпорчены?
- Всеобщая музыкальная безграмотность, которая и порождает общий уровень того, что любит народ. Чем проще звучание, тем оно ближе аудитории. Что поделать, если народ тяжело воспринимает музыку Ирины Богушевской или группы Marimba Plus, творчество которых, богатое модуляциями и сложными гармоническими переплетениями очень близко к академической композиторской школе.