БЕРЛИН, 13 авг - РИА Новости, Татьяна Фирсова. Ровно полвека назад, 13 августа 1961 года по Берлину начали протягивать колючую проволоку внутригородской границы. Проволока очень быстро превратилась в сложнейшее заградительное сооружение, кольцом окружившее западную часть столицы.
Затем заграждение провели и укрепили по всей границе ГДР и ФРГ. Деление таким образом Германии просуществовало до 1989 года.
Предпосылки
После войны страны-победительницы разделили Германию и Берлин на четыре оккупационные зоны. Городом управляла четырехсторонняя союзная комендатура, состоящая из представителей СССР, США, Франции и Великобритании.
Союзники на своей территории провозглашали разоружение и полную демилитаризацию, остановку военной индустрии, отмену нацистских законов и суд над военными преступниками. Экономическая ситуация в западной части Германии после окончания войны была существенно лучше положения на востоке страны, которая и разрушена была сильнее. С 1948 года в ней начал осуществляться и план Маршалла.
В январе 1947 года в силу вступило британско-американское соглашение о создании общего экономического пространства. Затем союзники отменили деньги старого образца.
Советская администрация ужесточила контроль на линии демаркации внутри Берлина уже с 31 марта 1948 года. С этого момента все сотрудники военных учреждений и члены их семей с британским, французским и американским гражданством должны были предъявлять для проверок паспорт и другие документы.
В июне 1948 года по приказу Сталина был перекрыт доступ к западным секторам Берлина. А 24 июня началась блокада Западного Берлина, которая продолжалась 462 дня и завершилась 12 мая 1949 года. Продовольствие и средства жизнеобеспечения доставлялись по так называемому "воздушному мосту", организованному Великобританией и США. Летчики совершили свыше 277 тысяч полетов, как отмечает в своей книге "Никто не пройдет" восточногерманский политолог и публицист Дитмар Шультке, в среднем это 600 взлетов и приземлений в день. Сложности при посадках и стартах стоили жизни 78 пилотам.
Результатом процессов внутри Германии стало объединение территорий союзников и создание Тризонии. Двадцать четвертого мая 1949 года вступила в силу конституция нового государства - Федеративной Республики Германия. В августе 1949 года были проведены выборы в бундестаг - парламент ФРГ, а 20 сентября этого же года было образовано правительство Западной Германии. Первым канцлером ФРГ стал один из основателей Христианско-демократического союза Конрад Аденауэр. Сейчас этой партией руководит канцлер Ангела Меркель.
Второе государство - Германская Демократическая Республика - было создано, фактически, через месяц - конституцию ГДР приняли 7 октября 1949 года.
Внутри республики нарастал и без того тяжелый экономический кризис. Из ГДР выезжали квалифицированные специалисты, предприниматели, крестьяне. Решение правительства на 10% увеличить нормы производства при старой зарплате провоцировало протестную реакцию. Семнадцатого июня 1953 в Берлине прошла крупная забастовка - порядка 30 тысяч рабочих прекратили стройку на улице Шталиналлее (аллея Сталина). Сейчас улица называется аллеей Карла Маркса, это широкий проспект на востоке города, напоминающий московский Кутузовский, по обе стороны которого стоят "сталинские" дома.
За одним кризисом последовали следующие, поскольку правительство ГДР приступило к уничтожению частного предпринимательства, заставив ремесленников и торговцев объединяться в товарищества. Производительность восточногерманской промышленности на тот момент была примерно на 30% ниже западногерманской.
Согласно данным МВД ФРГ на 1996 год, число беженцев с советской территории в 1949 году составило 129 тысяч 245 человек, в 1950 году - 197 тысяч 788 человек. Цифры колебались, но динамика сохранялась, и в общей сложности с 1949 по 1961 год восточную Германию покинули 2 миллиона 738 тысяч 562 человека.
Ситуация кардинально изменилась с 1961 года. В 1961 году ГДР легально покинули 5 тысяч 315 человек. Побег совершили около 70 тысяч человек. Всего за время существования пограничного заграждения республику покинули около 620 тысяч человек.
В письме генеральному секретарю СССР Никите Хрущеву в 1961 году генеральный секретарь Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Вальтер Ульбрихт перечислил следующие причины "особенных трудностей в экономике ГДР и снижения прироста производства ниже заданий семилетнего плана": долги республики, недостаточное обеспечение сырьем, "колоссальную нехватку рабочих сил", высокое потребление, затраты на преобразования. Первым номером в списке, однако, следует "влияние (на экономику) открытых границ".
Начало строительства
На момент строительства стены ежедневно границу пересекали примерно 500 тысяч берлинцев. С вокзала Фридрихштрассе каждый день следовало порядка 285 поездов, которые перевозили примерно 50 тысяч пассажиров. Более 50 тысяч жителей восточного сектора города работало на западе, около 12 тысяч жителей западных районов - на востоке. Порядка 20-30% студентов западноберлинских университетов жили на востоке.
В условиях строжайшей секретности с 1 августа из различных районов ГДР в Берлин на грузовиках начали свозить десятки тысяч бетонных столбов, сотни тысяч тонн колючей проволоки и прочие материалы. Частично проволоку для временного заграждения приобрели в ФРГ.
Тринадцатого августа 1961 года в 01.11 новостное агентство ГДР ADN распространило заявление правительств стран-подписантов Варшавского договора, в котором правительства стран "призывали" граждан ГДР обезопасить границу с Западным Берлином. Затем агентство опубликовало заявление совета министров ГДР, в котором говорилось о введении пограничного контроля в целях предотвращения "вражеской деятельности реваншистских и милитаристских сил Западной Германии".
В 02.15 на одной из берлинских улиц рабочие начали демонтировать асфальт и устанавливать заграждения. К 04.45 были закрыты 45 из 60 существующих переходов на запад, через час закрыли все 60. На вокзалах людям сообщалось, что поезда на запад больше не идут. Началось строительство так называемого "антифашистского заграждения" - Antifaschistischer Schutzwall.
После 13 августа 1961 года жители западного Берлина уже не могли работать на востоке и наоборот. Лишь с 1963 года был введен порядок выдачи пропусков.
В августе 1961 года число беженцев упало с 47 тысяч 433 человек до 2 тысяч 420 человек в декабре.
Детали конструкции
Известная на весь мир Берлинская стена - это лишь деталь заграждения, бетонная стена, которая проходила по внешней границе с Западным Берлином. Конструкция внутригородской границы, проходящая по границам районов Берлина и именуемая Берлинской стеной, была намного сложнее.
Бетонные столбы и колючая проволока, выставленные летом 1961 года, были выставлены временно. Вскоре их заменили на стены из кирпичей и небольших бетонных блоков с колючей проволокой наверху. Им на смену с 1965 года пришла стена "третьего поколения" из бетонных блоков. Затем границу несколько раз перестраивали и совершенствовали.
Из простого заграждения стена превратилась в настоящее оборонительное укрепление. В результате сноса приграничных домов, через которые люди совершали побеги, выпрыгивая из окон и прокапывая тоннели, было освобождено широкое пространство для архитектурной мысли. Усовершенствованная с 1966 года граница была, по свидетельству историков, первым системно спланированным сложным укреплением периода разделенного Берлина. Ее составляли несколько заградительных линий, сигнальные заграждения. Вдоль границы, как, впрочем, и сразу после разделения Германии союзниками, были положены мины.
Согласно пограничным схемам, к 1961 году по территории Восточного Берлина проходил металлический забор. Параллельно ему через небольшое расстояние следовало заграждение из колючей проволоки. За этим заграждением были выставлены ряды противотанковых ежей, за ними следовала система освещения и стояли наблюдательные вышки. Между вышками и стеной, обращенной на запад, были дорога для военных пеших и автомобильных колонн, так называемая "контрольная полоса" и заграждение для автомобилей.
Как отмечает в книге "Берлинская стена и внутригерманская граница" ее автор Виланд Фюр, к августу 1964 года по внутренней границе Западного Берлина с Восточным уже была выстроена стена длиной 15 километров. Длина заграждений из колючей проволоки к тому времени составляла более 130 километров, было построено 165 наблюдательных вышек, в основном, они были деревянными. В восьмидесятые к существующим заграждениям добавили примерно 3 тысячи собак. Ошейники крепили к специальным приспособлениям так, чтобы собаки могли передвигаться вдоль границы.
К 1989 году внешняя стена состояла из бетонных блоков высотой 3,6 метра. За ней следовал забор из металлической сетки, контрольная полоса и линия освещения. За линией освещения был ров, призванный предотвратить проезд автомобилей, затем - дорога для военных колонн. Сразу за ней была протянута проволока, к которой были привязаны поводки для собак, затем сигнальное заграждение и наблюдательные вышки. За вышками следовало контактное заграждение. В некоторых местах были установлены две бетонные стены по обе стороны гигантского заграждения, или бетон с западной стороны заменял металлический забор.
Длина заградительных сооружений вокруг всего Западного Берлина, включая внутреннее разделение между двумя частями города и заграждение по периметру западноберлинской территории, составляла около 155 километров.
Побеги
Попытку бегства через границу ГДР и ФРГ с 1961 по 1989 год предприняли более 100 тысяч человек, по разным данным их было более 200 тысяч. Общее число эмигрантов составило около 620 тысяч человек, то есть, большая часть граждан выехала легально.
По данным на 1988 год в ГДР проживало примерно 17 миллионов человек. Это означает, что до 2% населения ГДР совершило побеги через границу, истории о которых облетели весь мир.
Точных данных о числе жертв бегства нет, исследователи называют цифры от 600 до 1 тысячи человек. К этому числу относятся погибшие во время побегов через Берлинскую стену. Называются цифры в 245 и 255 человек.
Родственники совершивших побег зачастую лишались в ГДР всего - их выгоняли из дома, увольняли с работы. Как в беседе с РИА Новости рассказала очевидец строительства стены Бригитта Хайнрих, школьная учительница, прожившая в ГДР до 1989 года, один из ее учеников сбежал в Западный Берлин. Его мать, оставшуюся в Восточном Берлине, вскоре после этого выгнали с работы, затем она получила разрешение на выезд из ГДР, но умерла, не успев выехать. Отец беглеца повесился.
Известны случаи бегства на воздушном шаре, на самодельном летательном аппарате, в багажниках автомобилей, в полости между двумя выдолбленными досками для серфинга, уложенными на крышу автомобиля. В 1987 году мать вывезла из Восточного Берлина в Западный четырехлетнего сына в сумке на колесах.
Машинист поезда Гарри Детерлинг 5 декабря 1961 года под обстрелом пограничных войск выехал на своем локомотиве на запад незадолго до того, как власти ГДР демонтировали рельсы на его железнодорожной ветке. Детерлинг вывез семью и родственников, а также пассажиров поезда. Некоторые из них вернулись назад, другие остались, воспользовавшись неожиданным шансом. По мотивам побега Детерлинга в 1963 году был снят фильм "Прорыв "Локомотив 234".
Под пограничным заграждением было прокопано несколько туннелей. Самые известные из них получили в народе названия "Туннель 29" и "Туннель 57" - по числу человек, которые по ним выбрались из ГДР.
Люди, мечтавшие попасть на запад и не имевшие для этого другой возможности, изобретали самые невероятные способы. В 1968 году Бернд Бетгер с помощью собственноручно собранного "водного скутера" и акваланга шесть часов плыл по Балтийскому морю, пока его не подобрали служащие военно-морских сил ФРГ.
Не все побеги заканчивались благополучно. В 1971 году попытку бежать предприняла молодая семья из трех человек, супруги с ребенком. Все они подорвались на мине. Женщине оторвало ступни, ее муж получил более легкие ранения.
25-летний Удо Дюллик в 1961 году попытался переплыть Шпрее между двумя районами - восточным Фридрихсхайном и западным Кройцбергом. Пограничники открыли стрельбу, но не попали. Несмотря на это, мужчина погиб, вероятно, от страха не справившись с течением.
Другой случай, как пишет в работе "Стена" Фредерик Тейлор, произошел в декабре 1961 года. 21-летний Инго Крюгерс, живший на востоке, мечтал соединиться со своей невестой и попытался переплыть реку в районе улицы Шиффбауэрдамм, где теперь находится правительственный квартал.
Крюгер был спортсменом-ныряльщиком и решил плыть с аквалангом, его невеста ждала его на другом берегу возле Рейхстага. Она видела, как примерно в 23.30 пограничники на лодке достали из воды бесчувственное тело, но продолжала надеяться и писать письма матери Крюгера, на которые не получала ответа. Только в начале 1962 года она узнала, что матери ее жениха запретили ей отвечать, а сам Крюгер погиб той ночью, переоценив свои силы и замерзнув в декабрьской воде.
Последней жертвой границы стал 20-летний мужчина, которого пограничники застрелили 5 февраля 1989 года.
В числе жертв не только гражданские, но и военные. Кроме того, 122 пограничника в период с 1961 по 1989 год предприняли попытку суицида. Мотивом, чаще всего, были страхи, нервное напряжение и нежелание выполнять служебные обязанности.
Вскоре после полного закрытия границы власти ФРГ стали выкупать политических заключенных, в частности, тех, кого после неудавшегося побега сажали в тюрьму. Как отмечает в своей книге Фюр, с помощью западногерманского издателя Акселя Шпрингера до октября 1964 года было выкуплено 798 человек. По этому принципу ФРГ до 1989 года выкупила 33 тысячи 755 человек, за каждого из них платили от 40 тысяч дойчмарок до ста тысяч, потому что затем власти ГДР повысили сумму выкупа.
В целом до 1989 года правительство ФРГ потратило на выкуп политических заключенных ГДР 3,5 миллиарда дойчмарок.
Падение стены
Девятого ноября 1989 года примерно в 19 часов член политбюро СЕПГ Гюнтер Шабовски выступил на пресс-конференции, на которой объявил, что каждый гражданин ГДР теперь может выезжать за пределы республики. На вопрос о том, когда начинает действовать новое правило, Шабовски неуверенно ответил, что прямо сейчас. Пресс-конференция транслировалась в прямом эфире.
Уже в 20.30 возле КПП на Борнхольмер штрассе собралась толпа берлинцев, которые ждали открытия границы. Это произошло в 22.30 того же вечера. К полуночи были открыты уже все переходы.
Несмотря на более чем 20-летний срок существования объединенной Германии, многие жители, в основном, ГДР, до сих пор ощущают невидимую границу с западными соплеменниками. Согласно результатам недавно проведенного опроса Лейпцигского института исследования рынка, таких граждан среди бывших восточных немцев - подавляющее большинство (83%). Только 15% опрошенных сказали, что этой невидимой границы между населением Германии больше нет. В исследовании, проведенном по заказу журнала Super Illu, приняли участие 1017 жителей бывшей Германской демократической республики.
"До сих пор есть западные немцы, которые так ни разу и не были в восточных землях, на территории бывшей ГДР, скажем так, - рассказывает бывшая гражданка ГДР Хайнрих. - Также есть много людей, которые не хотят это принимать. Они так просто и говорят - мы не хотим этого переживать. И со стороны западных немцев мне кажется это высокомерным. Я этого не понимаю".