Наталья Попова
Уж сколько раз нападали на землю пришельцы из космоса, и каждый раз человек разумный давал отпор инопланетным захватчикам или, реже, погибал в лучах славы. Действие подобных сражений обычно происходило в далеком и близком будущем, когда люди, наконец, уже придумали испепеляющий бластер и вечный двигатель. В новом фильме "Ковбои против пришельце", который выходит в российский прокат на этой неделе, режиссер Джон Фавро пошел другим путем, выставив на пути инопланетян суровых покорителей Дикого Запада.
Один в поле воин
Перед нами знойная американская пустыня. Почти голая, почти безжизненная. Где-то на ее бескрайних просторах приходит в себя весьма потрепанного вида мужчина (обаятельный голубоглазый "агент 007" Дэниел Крейг). На животе его странная рана, на руке загадочный браслет, в голове шум и амнезия, а рядом валяется дагерротип с портретом неизвестной дамы.
К не успевшему опомниться герою подъезжает троица еще менее приятных на вид типов с недобрыми намерениями. В первых кадрах фильма персонаж Крейга столь явно напоминает страдающего провалами в памяти Джейсона Борна, что следующая сцена более чем предсказуема: троица повержена парой ударов, герой же, забрав у них лошадь, оружие, сапоги и собаку, удаляется в закат (или в рассвет, неважно).
Но начало истории ждет чуть дальше - в небольшом городке со звучным названием Абсолюшен. Здесь незнакомцев и так не любят, а в прибывшем еще и опознают грабителя Джейка Лонергана. Арестовать преступника пытается целый отряд служителей закона, но справиться с ним удается лишь проходившей мимо барышне (Оливия Уайлд).
Набирающий обороты вестерн внезапно превращается в научно-фантастический экшн: на город обрушиваются сияющие огнями НЛО и начинают похищать его жителей при помощи металлических лассо. Бывший преступник с отшибленной памятью вдруг превращается в спасителя – браслет на его руке оказывается единственным оружием против летающих тарелок. И вместе с ограбленным им когда-то местным богачом полковником Долархайдом (Харрисон Форд) возглавляет отряд по поимке коварных похитителей. На пути к своей цели бывшие враги становятся едва ли не родственниками, а дружбе народов американского континента (ковбои, индейцы и местная шайка бандитов) поется "хвалебная песнь".
Совместить несовместимое
Режиссер Джон Фавро, настрогавший двух "Железных человеков", бросил третьего и, заручившись поддержкой Стивена Спилберга в качестве исполнительного продюсера, направил свою буйную фантазию в сторону новомодного увлечения мэшапами (в прошлом году кореец Снгму Ли уже скрещивал ковбоев с ниндзя в своем творении "Путь воина").
Оновательно смешав героев и жанры – вестерн и научную фантастику – Фавро вывел новую породу popcorn movie, которая имеет явные шансы перерасти в отдельный жанр (следующим шедевром совмещения несовместимого обещает стать экранизация романа Сета Грэма-Смита "Гордость и предубеждение и зомби").
Главную проблему подобных фильмов – отсутствие логики - попытались разрешить полдюжины сценаристов. Любой нормальный инопланетянин предпочтет поработить технологически менее развитую планету – так что выбранное время нападения кажется вполне подходящим. Но возникает следующий вопрос: что делать инопланетянам с немытыми ковбоями и еще менее мытыми индейцами? Объяснение дается тоже вполне логичное: они просто изучают человеческий вид (люди же не купают жучков прежде чем наколоть их на булавку). И последний немаловажный вопрос – зачем? – тоже имеет свое объяснение. Прилетели захватчики на нашу планету вовсе не за ураном и плутонием, а за презренным металлом – золотом, которое то ли служит им источником энергии, то ли просто пользуется большим спросом на рынке.
Впрочем, все эти объяснения - лишь антураж для разворачивающегося на экране действа. Форд и Крейг увлеченно скачут на лошадях (последний в одном из интервью признавался, что здесь воплотилась в жизнь его детская мечта о роли в вестерне). Их герои - ковбои – смелые и немногословные, грубые снаружи и добрые внутри. Актеры усиленно "играют лицами", изображая глубоко запрятанное страдание. Патроны в кольтах не кончаются, а стрелы и копья метких индейцев догонят врага и на Марсе. Инопланетяне же – жестокие, бездушные и уродливые твари, которыми после смерти даже земные мухи брезгуют. Создатели увлеченно лепят друг на друга шаблоны двух жанров, но дальше этих самых шаблонов так и не уходят.
Еще в начале года "Ковбои" позиционировались как один из самых ожидаемых проектов, авторы гордились многообещающим названием и сюжетом, который до них никому и в голову не пришел, а бюджет фильма вырос до 163 миллионов. Сразу после премьеры в США 29 июля фильм взлетел на первое место американского бокс-офиса, заработав за первый уик-энд более 36 миллионов долларов. Но две недели спустя опустился уже на третье место, а критики, подсчитывая доходы фильма, уже намекают на его провал в прокате.