Вице-премьер России Игорь Иванов предложил запретить заблаговременную продажу авиабилетов и поддержал предложение Росавиации закрыть авиакомпании, имеющие в своем распоряжении менее 20 самолетов. По его словам, это поможет защитить пассажиров от внезапного банкротства авиаперевозчиков. Эксперты уверены, что такие меры приведут к росту тарифов, монополии на рынке авиаперевозок и социальной нестабильности в государстве.
Поводом для столь радикальных предложений вице-премьера послужило банкротство авиакомпании "Континент", в результате которого сотни пассажиров не смогли этим летом вылететь по месту назначения. В частности, в конце июля полностью прервалось сообщение Барнаула с Анапой, Норильском, Красноярском, Уфой и Иркутском.
"Авиакомпании-живопырки не должны существовать в принципе, то есть компании, которые владеют 2-6 самолетами, не должны работать на рынке пассажирских перевозок", - заявил вице-премьер, добавив, что "сомнительным" компаниям надо запретить продавать билеты заранее. Критерии сомнительности Иванов, правда, не уточнил.
Если предложения вице-премьера будут приняты, "мы оставим население без конституционного права на свободное передвижение", сказал обозревателю РИА Новости президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.
Убийственный шаг
По данным вице-премьера, в настоящее время 98% авиапассажиров перевозят крупные компании, а на долю мелких приходится лишь 2% пассажиров. Вопрос в том, кто возьмет на себя перевозку этих 2%, если мелкие компании уйдут с рынка. Ответ далеко не так очевиден, как кажется.
Авиакомпании, имеющие в своем распоряжении 20 и более самолетов, работают в основном на маршрутах, соединяющих крупные административные центры. А вот перевозчики, организующие авиасообщение между мелкими населенными пунктами в отдаленных регионах, не могут похвастаться богатым авиапарком. Если предложение вице-премьера будет принято, то под удар попадут именно они. А вместе с ними и миллионы россиян, живущих в городах и деревнях, где нет ни железных, ни автомобильных дорог, предупреждает Смирнов.
"В регионах есть населенные пункты, куда можно добраться только самолетом, – отметил Смирнов, подчеркнув, что туда летают как раз небольшие авиакомпании. - К чему приведет лишение права граждан на свободное передвижение? Эти граждане просто уедут [из населенных пунктов, с которыми будет прервано авиасообщение]. Практика показала, что вместе с последним огнем взлетно-посадочной полосы гаснет и последняя лампочка в этом населенном пункте и идет массовый отъезд людей с этих территорий".
По данным Смирнова, за последние 20 лет в России было ликвидировано около тысячи аэропортов, 3 миллиона человек покинули Дальний Восток и Сибирь после того, как авиасообщение с рядом населенных пунктов было прервано.
Если мелкие авиаперевозчики, обслуживающие отдаленные уголки страны, будут ликвидированы, крупные компании, такие как "Аэрофлот" и "Трансаэро", вряд ли захотят взять эти перевозки на себя, полагает он. "Зачем "Аэрофлоту" нужно летать по деревням в Сибири?" – интересуется эксперт.
Председатель редакционного совета журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Комаров со своей стороны уверен, что государство не пойдет на такой убийственный шаг, как ликвидация авиасообщения в регионах. Эксперт предполагает, что власти обяжут тот же "Аэрофлот" "купить все эти мелкие авиакомпании, втянуть их в себя", ну а связанные с этим затраты лягут на плечи пассажиров, поскольку компаниям придется повысить тарифы.
Платят все?
Другое предложение Иванова – запретить небольшим компаниям продавать билеты заблаговременно – нанесет сокрушительный удар по перевозчикам, поскольку авиакомпании оплачивают сегодняшние перевозки за счет будущих продаж. "Это ухудшит финансовое положение небольших авиакомпаний", - пояснил РИА Новости главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.
Как правило, авиакомпании открывают продажи билетов за полгода-год до даты вылета. Запрет на заблаговременную продажу не только лишит пассажиров низких тарифов, но и приведет к повышению базовых, уверен Комаров. Он напомнил, что авиационный транспорт носит сезонный характер, то есть в летнее время количество полетов резко увеличивается, а в зимнее (до новогодних каникул) пассажиропотоки уменьшаются. "Август, например, для авиакомпаний очень плохой месяц, потому что билеты на эти перевозки в августе уже давным-давно проданы, деньги за них получены, а приток новых денег от билетов [которые продаются на октябрь-ноябрь] очень маленький", – отметил он в беседе с обозревателем РИА Новости.
В России наблюдается тенденция к концентрации авиационного рынка и искусственному уменьшению количества участников, а это неизбежно приведет к новым тратам, которые будут окупаться за счет пассажиров, говорит Комаров. "Мы хотим обеспечить полную гарантию пассажиру, который заплатил свои деньги, что он будет довезен из пункта А в пункт Б. А сколько придется заплатить пассажиру за подобного рода защиту?" – задается эксперт резонным вопросом.
Любые меры по искусственному внедрению в рынок подобных инициатив имеют два возможных последствия: либо участники рынка будут хеджировать эти риски за счет повышения тарифов, либо эти риски будет брать на себя государство, говорит Комаров. В первом случае затраты будут включены в стоимость билетов, во втором – лягут на плечи налогоплательщиков, независимо от того, пользуются они услугами авиаперевозчиков или нет, то есть "вся страна будет платить за тех, кто пользуется услугами авиаперевозчиков", резюмирует эксперт.
Ольга Барыкова, РИА Новости