Ольга Барыкова
Правительство России внесло в Госдуму законопроект, который вводит уголовную ответственность за финансирование экстремистских сайтов и приравнивает экстремистские призывы в интернете к таким же призывам в СМИ, за которые можно лишиться свободы на пять лет.
Согласно документу, за финансирование интернет-сайтов, содержащих призывы к экстремизму, может грозить штраф до 500 тыс. рублей, а в некоторых случаях – и лишение свободы сроком до трех лет. Здесь неизбежно возникает вопрос: может ли человек, финансирующий некий интернет-ресурс, отвечать за его содержание? До сих пор это было задачей главного редактора (в том случае, если речь шла об интернет-СМИ), либо модераторов сайта (если он не зарегистрирован как СМИ).
Другое предложение кабинета министров – приравнять призывы к экстремизму в интернете к таким же призывам в СМИ – выглядит еще более неоднозначно. По действующему законодательству, публичные призывы к экстремизму караются штрафом, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы до трех лет. А такие же призывы с использованием СМИ предусматривают лишение свободы сроком до пяти лет. Причем без альтернативы. Если законопроект будет принят, то за призыв "бить понаехавших" одинаково суровое наказание понесут и человек, чью страницу в социальной сети читают пять друзей, и блогер, которого читают тысячи людей.
В пояснительной записке к документу говорится, что эти изменения помогут устранить недостатки в законодательстве, из-за которых борьба с экстремизмом в России остается малоэффективной. Примечательно, что ее эффективность властям не удается повысить уже девять лет. Принятый в 2002 году закон "О противодействии экстремистской деятельности" за это время ужесточался неоднократно, но ощутимых результатов, похоже, так и не принес.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции