Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Комментарий в газете компартии Китая "Жэньминь жибао" о том, что руководящие работники должны уметь общаться с людьми в блогах, с их миллионами пользователей, не замалчивать факты, был бы не очень понятен, если бы не краткий абзац в конце, поясняющий причину появления в среду этой очевидно важной инструкции. Причина - громадная для Китая катастрофа, крушение двух скоростных поездов у Вэньчжоу 23 июля, а точнее, то, как отреагировали на событие публика и официальные лица.
В Пекине объявлено, что выводы комиссии по расследованию случившегося будут обнародованы только в конце сентября (и это с технической точки зрения вполне понятно). Однако уже сегодня можно сделать вывод, что перед нами - редкий случай, когда ошибка технологий (или совпадение факторов) стали не только внутренним для Китая, но и международным политическим событием. Катастрофы с человеческими жертвами - они разные. Какие-то (типа затонувшей "Булгарии") мало затрагивают внешний мир, иностранную публику. А другие - типа Фукусимы - воспринимаются по-иному.
Разбившийся символ
Для Китая скоростные поезда - ключевой проект модернизации, национальная гордость. Японские "синкансены" рассекают пространства на Японских островах уже почти полвека, в Европе подобные поезда - тоже обычное дело, но в китайском случае речь идет о щедрых добавках местных технологий, причем и вправду новых. Более того, это проект экспортный: несколько недель назад китайский премьер Вэнь Цзябао обсуждал контракт на запуск такого поезда в Великобритании. Есть подобные идеи и насчет США.
Но прежде всего речь о переменах в жизни самих китайцев. В стране сейчас 179 скоростных маршрутов - и те поезда, которые разгоняются до 200 километров в час, и те, что до 300. Это транспорт нового среднего класса страны, сложившегося за 30 лет реформ. Китайские идеи создания экологически дружественных, принципиально новых по стилю жизни городов (которые обсуждались и демонстрировались публике на Всемирной выставке в Шанхае в прошлом году) - это день завтрашний, а вот поезда - это сегодня. Это событие сезона 2010-2011 года.
По скоростной железной дороге между Пекином и Шанхаем в день перемещаются 254 тысячи пассажиров, что на 94 тысячи больше, чем год назад. Спрос на забитые ранее под завязку самолеты упал за этот период на 20%. Сейчас, сразу после катастрофы, понятно, упал спрос на скоростные поезда, но он неизбежно восстановится.
Что же произошло с поездами у Вэньчжоу? Строго говоря, неизвестно. Пока рабочая версия такова: удар молнии вывел из строя систему предупреждения, и один поезд врезался в хвост другому. А поскольку они были в то время на эстакаде, то четыре вагона упали. Погибших - 40 человек, раненых - 191.
Если в случае с "Булгарией" проблема была в старой технике, то в китайском случае - в новой. Но реакция китайской публики была та же, что у российской. Настоящую бурю устроил тот самый средний класс. А объекты этого гнева, власти разного уровня - чего только ни творили, включая попытку быстро закопать упавшие с эстакады вагоны (потом пришлось откапывать), а также позорную и безнадежную инициативу идеологов заставить в эти выходные как государственные, так и довольно мощные частные СМИ Китая прекратить излишне эмоциональные дискуссии на эту тему.
Да, те прекратили, но блогам и социальным сетям рот так просто не заткнешь. Вот тогда-то и появился нынешний призыв правящей компартии - всем чиновникам учиться работать с микроблогами (в Китае блоги и соцсети очень активны). Не вещать с трибуны (в блогосфере ее нет), а честно рассказывать людям все как есть. Как видим, политический урок катастрофы усвоен, по крайней мере на словах.
Идеологов просят не беспокоиться
Но идеологи бывают не только китайские. Почему история с поездом стала мировым событием? Потому что все, связанное с Китаем и вообще с Азией, это сейчас мировая политика. А еще больше - мировая идеология. Каким это образом главным выигравшим от нынешнего экономического кризиса оказался Китай (и еще Индия)? Как такое может быть, если только западная модель демократии может обеспечивать экономический успех? Почему у китайцев все так хорошо, если должно быть все плохо? А тут вот поезда разбились. Ну, наконец-то. Как же не превратить технологическую проблему в идеологическую.
Газета "Вашингтон пост" это и попыталась сделать. Она опубликовала даже не мнение обозревателя, а редакционную статью без подписи. Тезисы - что-то смутно напоминающие, даже по стилю - таковы: "все больше китайцев понимает, что уроки трагедии не только технологические, но и политические. Китайская скоростная система олицетворяет встроенные пороки авторитарного правления… Неизбранные правители нации решили потратить сотни миллиардов долларов на способ перевозок, который обычным китайцам не по карману… и чиновники со связями начали набивать карманы".
Это очень хорошо, когда сомнительная мысль доводится до крайней степени ясности - тогда она становится смешной. Но посмеялись в данном случае не китайские власти (не успели), а американские читатели. Причем с уникальным единодушием.
Вообще-то читатели материалов на международную тематику - не те люди, которые устраивают дискуссии в сети или кликают на "мне это нравится": специфика аудитории. Но в данном случае только в день публикации появился 121 коммент, что необычайно много. Американцы писали о том, что технокатастрофу приписывать недостаткам системы в целом - все равно что делать такие же выводы из 11 сентября 2001 года; вспомнили несколько подобных провалов в США, включая падение моста в Миннесоте и взорвавшийся "Шаттл" (и что - тоже система виновата?). Отпустили пару замечаний типа "а американские чиновники, конечно, ничего такого"… И - плавно перевели дискуссию в неожиданное русло. На тему американской инфраструктуры, которая требует такую же систему скоростных поездов, как у китайцев. Если надо - заказать проект китайцам. Не нравятся они - можно у японцев.
На днях появился доклад Американского общества гражданских инженеров насчет того, что 60-летняя (в среднем) дорожно-транспортная инфраструктура США требует все больше денег на поддержание ее в рабочем состоянии, а через 10 лет расходы эти вырастут еще на 430 миллиардов долларов ежегодно, отчего доходы каждой семьи упадут на 7 тысяч долларов в год. Стране требуется радикальное обновление, в которое слабо верится после недавнего спора между президентом и конгрессом насчет поднятия потолка федерального долга. Переводить дискуссию об этих технических проблемах в русло спора о преимуществах авторитаризма и демократии не запрещено, но мосты от этого ремонтироваться быстрее не будут.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции