Наталия Григорьева
Очередная часть одной из самых знаменитых киноэпопей – научно-фантастический блокбастер "Восстание планеты обезьян" - выходит в российский прокат. Несмотря на жанр картины, создатели оставили в покое формат 3D, зато обезьяны и конец света стали более реалистичными.
В 1963 году французский фантаст Пьер Буль написал роман "Планета обезьян", а с 1968 по 1973 на экраны вышла экранизация книги – пять фильмов, рассказывающих о печальном будущем человечества, павшего под гнетом восставших приматов. В 2001 году возродить оригинальную историю, рассказанную в картине 1968 года, решился великий и ужасный Тим Бертон. А спустя еще 10 лет малоизвестный британский режиссер Руперт Уайатт вдохнул в ставшую классикой, но уже изрядно покрытую пылью франшизу новую жизнь, сняв не то приквел, не просто ответвление от основной сюжетной линии. И если в оригинале действие происходит в далеком будущем и не менее далеком космосе, то Уайатт помещает героев в наше время и на нашу планету, а именно в Сан-Франциско.
Аве Цезарь!
Молодой гений генетики Уилл (Джеймс Франко) трудится в крупной фармацевтической компании над созданием новейшего лекарства от болезни Альцгеймера. Помимо благородной цели вроде спасения человечества, Уиллом движет вполне объяснимое желание помочь собственному отцу, который с каждым днем угасает от неизлечимого недуга.
Испытания своего чудо-лекарства Уилл проводит на подопытных шимпанзе. И вот внезапно, после многих лет безуспешных экспериментов, происходит прорыв: одна из мартышек показывает чудеса сообразительности, и Уилл готов представить препарат большим боссам, чтобы получить разрешение на испытания на людях. Все идет как нельзя лучше, но внезапно та самая сообразительная обезьяна становится агрессивной, разносит весь офис компании, чем автоматически кладет конец и своей жизни, и проекту Уилла. Однако успевает оставить потомство: герой забирает домой и начинает растить маленького шимпанзе Цезаря. Но тот оказывается не просто сообразительным, а чересчур умным.
Цезарь растет не по дням, а по часам, естественно наблюдая за ежедневными проявлениями жестокости и нетерпимости со стороны людей. В какой-то момент и вовсе, по его представлениям, оказывается преданным собственным "папой" Уиллом. Переполненная чаша терпения вкупе с недюжинным интеллектом приводит к тому, что Цезарь вместе с сородичами поднимет обезьянье восстание.
Мы в ответе за тех, кого приручили
Пафос "Восстания планеты обезьян", заключенный как раз в демонстрации людской жестокости и страданий братьев наших меньших, отличает эту часть эпопеи от ее предшественников, которые были более фантастическими и удаленными от жизненных реалий. Начало картины изобилует кадрами, невольно вызывающими слезы: безжалостный отлов обезьян для опытов и не менее безжалостное уничтожение этих же животных в случае неудавшегося эксперимента. Еще больше авторы давят на жалость, когда то и дело показывают крупным планом глаза шимпанзе, всегда очень умные и печальные.
Стоит отдать должное специалистам по спецэффектам, которые до "Планеты обезьян" потрудились над самим "Аватаром". "Фотореалистичные" приматы, как называют их самими создатели, впервые за всю историю франшизы сделаны не силами одетых в костюмы актеров, а в основном с помощью компьютера. Пластику и тот самый проникновенный взгляд предводителю макак Цезарю подарил актер Энди Серкис, благодаря чему, даже без слов, можно видеть у животного весь спектр эмоций, говорящих о наличии интеллекта.
Режиссер не устает напоминать, что такие эгоцентричные существа как люди никогда не будут воспринимать ни одно животное, пусть даже внезапно ставшее разумным, как равное себе. Даже главные герои - Уилл, его отец и возлюбленная – в общем и целом персонажи положительные и радеющие за благополучие обезьян, в этом плане от других людей мало чем отличаются. И сколько бы ни говорил герой Джеймса Франко Цезарю "Я твой папа", а поводок так с "сыночка" и не снимает. Основная идея фильма, конечно, банальна: режиссер с упорством маньяка демонстрирует истинную ничтожность человека против сил природы и напоминает, что животные не игрушки и вполне способны за себя постоять. Всех несогласных с этой непреложной истиной ждет неминуемый печальный конец.
Апокалипсис не сегодня, так завтра
С обезьянами в фильме все более или менее ясно – их образы, как внешние, так внутренние (то есть характеры) детально проработаны. Что же до персонажей-людей, то ни одного харизматичного героя в картине не наблюдается: Уилл-Франко одинаково вяло пытается спасти и Цезаря, и всю планету, его папа в исполнении Джона Литгоу большую часть фильма страдает от Альцгеймера, а любовная линия с героиней Фриды Пинто и вовсе проходит на втором плане. Даже злодей в лице смотрителя обезьяньего питомника Доджа получился не достаточно зловещим для подобного апокалиптического сюжета – Том Фелтон словно продолжает играть свою самую знаменитую роль мелкого пакостника Драко Малфоя из "Гарри Поттера".
Батальные сцены, а также уничтожение Земли всеми возможными способами – конек голливудских режиссеров. Демонстрация печальной судьбы людского рода, который погибнет если не от гигантского метеорита, то от вышедших из-под контроля животных – тема настолько избитая, что каждый за нее берущийся в силу собственных возможностей стремится взглянуть на проблему под новым углом и создать интригу даже в таком предсказуемом фильме как "Планета обезьян". Если вспомнить, в предыдущей картине саги, снятой Тимом Бертоном, в конце присутствует элемент неожиданности: вернувшись на родную планету, герой обнаруживает, что у статуи Авраама Линкольна лицо шимпанзе. Уайатт идет по тому же пути, так что не покидайте зал сразу после финальных титров и обратите внимание на второстепенных персонажей, вроде соседа главного героя.