Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Ситуация с организацией детского каникулярного отдыха напоминает жизнь в коммунальной квартире, заявили 2 августа участники круглого стола по туризму в РИА Новости. Разные "жильцы" этой квартиры – ведомства, курирующие туризм и отдых детей, и представители турбизнеса – поглощены собственными делами и не хотят вместе решить наболевшие вопросы, например, как получше организовать отдых в 5716 российских детских лагерях. У родителей – другая головная боль: дефицит информации о лагерях, отсутствие гарантий безопасности и дороговизна путевок при скромном качестве оказываемых услуг.
Родители стали осторожнее
Как заметила замначальника отдела "Социальные рейтинги" РИА Новости Наталья Тюрина, пока еще нет комплексных информационных ресурсов, которые позволили бы родителям и педагогам четко сориентироваться и принять решение, в какой лагерь отправить ребенка. При подготовке рейтинга детских каникулярных программ этого года агентство столкнулось с тем, что многие родители, не уверенные в том, что поняли все детали работы сложного механизма под названием "детский лагерь", просто отказывались отправлять туда ребенка.
Эти отказы подсчитать сложно. Детей, которых родители все же рискнули отправить в лагерь отдыха, по данным замглавы Ростуризма Евгения Писаревского, – 5 млн 940 тыс 880 человек. Всего в России живет 15,1 млн детей от 7 до 17 лет.
И все же после трагичных случаев прошлого и этого года – гибели детей в лагере "Азов", многочисленных пищевых отравлений, надругательства педофила над малолетними девочками в лагере под Красноярском – недоверие родителей к отдыху в детских лагерях не просто оправданно, но и, очевидно, единственно разумно.
Как отметила Наталья Тюрина, на сайтах организаторов детского отдыха зачастую отсутствует обратная связь. А значит, родитель не сможет уточнить существенные детали жизни ребенка в лагере. В то же время не у каждого родителя есть возможность приехать туда и лично изучить все подробности.
При том, что путевки в детские лагеря могут стоить не дешевле взрослого отдыха за рубежом в пятизвездочной гостинице (по данным эксперта Российского союза туриндустрии (РСТ) Марины Сониной, в знаменитом "Орленке" самая простая путевка на смену стоит 40 тысяч рублей), это вовсе не гарантирует безопасного и комфортного отдыха ребенка. Тем более, что, как признают туроператоры, им приходится самим устанавливать некоторые "технические" регламенты – например, количество охранников в лагере, этажность зданий, где живут дети, удаленность от моря и высоту перил на балконах.
Рынок "детских" туроператоров пустеет
Как говорит генеральный директор компании "Солвекс-трэвел" Людмила Сысойкина, многие туроператоры просто "не напрягают себя решением всех этих проблем". Неудивительно, делает вывод она, что те, кто давно работает на детском направлении и заботится о судьбе этого сегмента бизнеса, "просят ужесточения деятельности для самих себя". Например, уточняет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, должна быть аттестация программ отдыха. Нужно также сделать более прозрачной информацию о лагерях.
Ясно, что, говоря о более жесткой регуляции рынка, туроператоры пытаются защитить свой бизнес, репутация которого сильно пострадала из-за недобросовестных игроков.
Однако, судя по словам экспертов, немало туроператоров уже окончательно разочаровалось в организации детского отдыха. По словам Майи Ломидзе, стало явно "меньше операторов, работающих с детьми". Видя, как много проблем в работе на детском направлении, они плавно переходят в другие ниши.
Одна из главных проблем, на которую родители обращают все больше внимания, – содержание детского отдыха. Но, как отметила Наталья Тюрина, на туристических сайтах "нельзя увидеть стандартно описанную программу отдыха". "Мы не увидим в программе и того, как фиксируются результаты", достигнутые за время пребывания в отдыхе, добавляет она.
И вот проза жизни: моя знакомая, отправив 12-летнего ребенка в черноморский лагерь с языковой программой за 40 тысяч рублей, наивно ожидала, что сын будет бегло говорить по-английски хотя бы на некоторые темы. Так обещала программа обучения. Но отпрыск вернулся с ухудшенным произношением, а о расширении словарного запаса и бойкости изъяснения на английском не было и речи.
По словам эксперта РСТ Марины Сониной, в этом году успехом пользуются небольшие – всего на 20-50 детей – тематические, в том числе творческие, лагеря в Подмосковье. Зато на северокавказском направлении с оздоровительным отдыхом "нет сногсшибательного спроса". Это и понятно: клиентов отпугивают цены. В результате те, кто мог бы отдохнуть в России, в конце концов отдыхают за рубежом. Зарубежные лагеря "оттягивают на себя" ощутимую часть детей, заключает Марина Сонина.
По словам генерального директора туркомпании "Солвекс-трэвел" Людмилы Сысойкиной, на детском направлении успешно работает Болгария. "Там еще сохранились представления о том, как нужно работать с детьми", – говорит эксперт.
РИА Новости объявило в проекте "Ты – репортер" конкурс репортажей вожатых и "пионеров" "Как я провел это лето". Прислушаются ли туроператоры к наблюдениям тех, для кого они работают? Пока они говорят в основном о рисках для бизнеса и, как водится, ждут всяческого содействия со стороны власти. Тем временем клиент уходит. И в ближайшее время вряд ли вернется.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции