Константин Богданов, обозреватель "Военно-промышленного курьера" - для РИА Новости.
Очередной День Военно-морского флота вызывает у обозревателей, специализирующихся на военной теме, неоднозначные чувства. С одной стороны, на российском флоте очевидны признаки улучшения ситуации, хоть пока и не столь масштабные, как того хотелось бы. С другой стороны, к решению целого ряда системных флотских проблем еще даже и не подступали.
А между тем новостей, касающихся ВМФ, довольно много, и пусть не все они хорошие, но поговорить явно есть о чем. Начнем с самого громкого и, пожалуй, самого очевидного.
Миражи океанского флота
На прошедшем месяц назад санкт-петербургском военно-морском салоне МВМС-2011 президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко, разоткровенничавшись с журналистами, заявил, что в 2016 году начнется проектирование нового атомного авианосца для ВМФ России, а его строительство может быть завершено к 2023 году.
Также, сообщил далее Троценко, в дополнение к этому левиафану будут разрабатываться эсминцы океанской зоны (тоже атомные). Фактически речь идет о ракетных крейсерах сопровождения для авианесущей ударной группы. Ввод в строй таких кораблей способен полностью изменить нынешний облик российского флота, вернув ему подлинно океанский характер.
Министр обороны Анатолий Сердюков среагировал тогда на эту "самопрезентацию" довольно спокойно, указав, что соответствующие поисковые научно-исследовательские работы на тему перспективного облика нового авианосца и его места в боевой системе флота и так ведутся, но до их окончания решение о постройке приниматься не будет. Кроме того, подобное решение в любом случае является прерогативой высшего политического руководства страны.
В текущей же Государственной программе вооружения на период до 2020 года никаких закладок авианосцев, по словам министра, не предусмотрено. Это можно понять: без реконструкции северодвинского "Севмаша" или постройки новых верфей на Балтике (как планирует ОСК - на острове Котлин) такие проекты не имеют ни малейшего смысла.
Мечтать об атомных авианесущих титанах приятно, но для обновления российских эскадр строить нужно далеко не только их. Куда вероятнее и реалистичнее выглядят программы восстановления численности "тружеников моря", на плечах которых лежат основные тяготы флотской службы.
Это фрегаты проекта 22350 - безбожно затянутый с постройкой "Адмирал Горшков" и его систершип (корабль того же типа) "Адмирал Касатонов": сильные, но дорогие. До конца десятилетия промышленность, если поднапряжется и получит регулярное финансирование, смогла бы довести численность кораблей этого типа до десяти, однако это практически исчерпало бы ресурс судостроителей по закрытию остальных "вакантных" позиций.
Это дублеры "Горшкова", отработанная и более дешевая палочка-выручалочка: сторожевые корабли проекта 11356М - младшие братья индийских фрегатов, заказанных в России. Строится "Адмирал Григорович", недавно заложен "Адмирал Эссен" и еще как минимум четыре таких корабля стоят в планах на закладку до осени 2012 года. Их закупка российским флотом - скорее полумера, но, по-видимому, не имеет альтернатив: иначе быстро нарастить численность кораблей этого класса будет невозможно.
Это корветы проекта 20380, спроектированные с применением самых современных технологических решений, включая конструктивные элементы обеспечения радиолокационной малозаметности. "Стерегущие" - многоцелевые боевые корабли, но основная их работа сводится к охране территориальных вод, зон экономических интересов и конвойной службе.
Универсалы морей
Зато, похоже, отечественный флот, наконец преодолеет свою советскую родовую травму: "зоопарк" несовместимых комплексов вооружения, когда каждый проект вооружался и оснащался заново. В новой логике флотской боевой системы появился так называемый УКСК - "универсальный корабельный стрельбовый комплекс".
Это модульная система вооружения, оснащенная универсальными пусковыми установками, обеспечивающими применение противокорабельных и противолодочных ракет, а также крылатых ракет, ориентированных против наземных целей. Причем все эти три типа боеприпасов относятся к единому многоцелевому комплексу "Калибр", который заодно может устанавливаться и на подводных лодках. Отдельной "тяжелой рукой" УКСК станет сверхзвуковой противокорабельный "Оникс" - на базе его экспортного варианта "Яхонт" наши конструкторы совместно с индийцами разрабатывают небезызвестную ракету "БраМос". А в перспективе универсальные пусковые можно будет оснащать и зенитными ракетами.
Стандартизацию систем применения ракетного вооружения следует признать грамотным и своевременным шагом как с тактической, так и с производственно-экономической точки зрения. Она не только повысит гибкость и эффективность боевых сил флота, но и позволит Минобороны сэкономить немало денег на закупках, а промышленности - сосредоточится на отработке типового решения.
Над водой и под водой
В непростом положении - подводный флот. С напряжением всех сил идет строительство новых подводных ракетных крейсеров проекта 955 "Борей" - носителей пресловутой "Булавы". Туго продвигается решение вопроса о строительстве следующих, за уже сданным "Северодвинском", многоцелевых субмарин проекта 885 "Ясень".
При этом совершенно не ставится вопрос о проектировании и строительстве легкого и дешевого атомного "охотника" - наследника нынешних лодок проектов 671РТМ(К), 945 и 971, которые далеко не вечны. Существует мнение, что тяжеловооруженные "Ясени" смогут заменить легких "охотников", но это совершенно не так: много таких субмарин не построишь, они дороги, и на то, чтобы закрыть собой все "бреши" подводных "фронтов" нашей весьма протяженной страны, их просто не хватит.
Что будет дальше с авиацией флота, тоже не вполне понятно. Морские ракетоносцы Ту-22М3 - гроза натовских эскадр - постепенно выводятся из боевого состава. Бомбардировщики Су-24 тоже не молодеют, но как раз пару недель назад появились сообщения, что авиация ВМФ, возможно, закупит у корпорации "Иркут" на замену "двадцать четвертым" 12 тяжелых истребителей типа Су-30СМ, оснащенных противокорабельными ракетами "Яхонт". Это пока, к сожалению, все, что можно сказать хорошего о "крыльях над морем".
Чугунная рамка реальности
Наполеоновские планы судостроителей так неоднозначно преломляются в текущей практике исполнения оборонного заказа, что иной раз возникает желание воскликнуть вслед за героем Михаила Жванецкого: "Какой тут борщ, когда такие дела на кухне?"
В самом деле. Первая лодка проекта 885 - "Северодвинск" - была достроена на "Севмаше" из старого задела 90-х годов, по зафиксированным на уровне 2005 года ценам, и встала казне в 47 миллиардов рублей. А за следующую такую субмарину северодвинские корабелы, по словам министра обороны Сердюкова, не моргнув глазом, выставили цену в 112 миллиардов. Серьезные проблемы и с финансированием закупок вооружения для лодок-"стратегов" - именно ростом цен на серийные партии "Булавы" пенял Сердюков в своей публичной полемике с генконструктором Московского института теплотехники Юрием Соломоновым.
Ко всем этому иной раз добавляется и откровенно криминальная подоплека. Недавняя история с разворовыванием средств, выделенных на ремонт атомного крейсера "Петр Великий", только подчеркнула масштаб того беспорядка, который годами складывался в судостроении и беспризорном флотском судоремонте.
Тем не менее, как мы уже отметили, следы грамотных решений, касающихся перестройки флота, уже видны. Это и очень осторожный подход к новым тяжелым кораблям, и акцент на быстрое заполнение "вакансий" средних классов за счет отработанных экспортных проектов, оснащенных под заказ ВМФ России. И долгожданная унификация флотских систем вооружения.
Похоже, на вопрос "что нужно делать?" флотское руководство ответ в основных чертах представляет. Дело за малым: решить проблему с "как это сделать?". Одним из первых шагов должна стать отладка системы оборонного заказа с целью сделать прозрачным ценообразование и обеспечить жесткий контроль за качеством поставляемого вооружения и оборудования.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции