Рейтинг@Mail.ru
Косовское обострение: наступление на сербские анклавы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Косовское обострение: наступление на сербские анклавы

© REUTERS / StringerПоджег контрольно-пропускного пункта Ярине на административной границе Сербии и Косово
Поджег контрольно-пропускного пункта Ярине на административной границе Сербии и Косово
Читать ria.ru в
Совет безопасности ООН в четверг вечером собирается на экстренное заседание по вопросу о положении в Северном Косово. Белград потребовал этого после произошедших в среду 27 июля кровавых вооруженных столкновений между сербами и спецназом косовских албанцев на границе самопровозглашенного государства с Сербией.

Андрей Федяшин,  политический обозреватель РИА Новости.

Совет безопасности ООН в четверг вечером собирается на экстренное заседание по вопросу о положении в Северном Косово, где проживает большинство оставшихся в крае сербов. Белград потребовал этого после произошедших в среду 27 июля кровавых вооруженных столкновений между сербами и спецназом косовских албанцев на границе самопровозглашенного государства с Сербией.

Тогда штурмовые группы Косовской полицейской службы (КПС) попытались захватить два КПП на границе Косово и Сербии – Ярин и Брняк. Вооруженные местные сербы выбили спецназ Приштины из Брняка и сожгли КПП. Сейчас оба пункта снова перешли под контроль сил KFOR и гражданско-полицейской миссии ЕС EULEX.

Границы как вопрос жизни или смерти

Непосвященным названия Ярин и Брняк не говорят ничего. И суть таких жестоких столкновений, первых столь масштабных со времени провозглашения косовскими албанцами односторонней независимости в феврале 2008-го, – малопонятна. Но те, кто живет в сербских общинах севера, хорошо понимают, за что они сражались и что речь идет не просто о переходе контроля над границей и таможней от одних властей к другим. Речь идет о выживании и о судьбе.

Брняк и Ярин оставались главными воротами, которые связывают косовских сербов севера (в северных общинах живет примерно 66 тыс из около 110 тысяч оставшихся в крае сербов, это примерно 5% населения Косово, где 95% – этнические албанцы) с собственно Сербией. Из Сербии получают все: продукты, хозяйственные товары, электроэнергию, посылки от родственников, денежные переводы. Этот район севера, площадью несколько сот квадратных километров, есть некое подобие автономного сербского архипелага внутри албанского Косово (за исключением небольшого анклава на юге и совсем крошечных в других районах). Приштину здесь не признают и ничем с ней не связаны.

Здесь свои автономные власти. Поставить под контроль албанского спецназа границы значит в буквальном смысле по живому перерезать артерии, соединяющие север Косово с югом Сербии.

Между прочим, точно таким же методом, эмбарго и закрытием границ в 2006 году, пытались "задавить" Приднестровскую молдавскую республику Кишинев и Киев Ющенко.

На прошлой неделе центральные албанские власти в Приштине ввели эмбарго на поставки сербских товаров на север. И, пытаясь подкрепить его активными мерами, предприняли попытку взять под контроль пограничные пункты.

Здесь хорошо бы заметить, что никаких сил центрального косовского правительства на границе в этом районе быть вообще не должно. По договоренности с KFOR и EULEX, охрана границ входит в их компетенцию – плюс здесь несут службу полицейские из этнических сербов. Все действия центральных властей должны согласовываться с войсками НАТО и европейской миссией.  Чего сделано не было.

Премьер Косово Хашим Тачи по сути дела попытался провести тайную операцию по захвату сербской части границы. Даже США и ЕС выразили недоумение по поводу таких действий и еще раз напомнили, что все полицейские перемещения должны заранее согласовываться с "гарантами" косовской независимости.

Тачи объяснил действия Приштины тем, что граница с Сербией стала "черной дырой" не только для Косово, но и для всей Европы, намекая на контрабанду оружия из Сербии. Странно все это было слышать от командира косовских боевиков, которого еще до натовских бомбардировок открыто называли доном косовской мафии и которому в последние месяцы не раз приходилось  "категорически отрицать" обвинения в свой адрес со стороны ПАСЕ и миссии Евросоюза в Косово. Последняя в начале этого года начала расследование обвинений об участии Армии освобождения Косово в торговле человеческими органами, а в докладе ПАСЕ подразделение ОАК, которым командовал нынешний премьер-министр Хашим Тачи, обвиняется в организованной преступности, в том числе и в контрабанде.

Все, что произошло сейчас в Ярине и Брняке, полностью укладывается в тихую кампанию выдавливания сербов из районов, где они до сих пор проживают и откуда отказываются уходить. Приштина уже три года исподволь расширяет "албанский сектор" в бывших сербских районах. Албанцам там дают земли, льготные ссуды на строительства домов. Идет медленный "этнический захват" территорий.

Северное Косово – архипелаг обреченных

Вероятно, Совбез ООН примет какое-то решение. Призовет стороны договориться и не делать необдуманных поступков.

Но, в любом случае, будущее сербов на севере выглядит весьма и весьма пессимистично. Их желание отделиться всеми тремя сербскими северными общинами от Косово и примкнуть к "матери-Сербии" никто не поддерживает – опасный это будет прецедент.

Возможности сербского президента Бориса Тадича влиять на события очень ограничены. Причем – им самим. И все, что он в состоянии сделать – это выступить с декларативными осуждениями действий Приштины в ООН.

Тадич уже давно объявил, что главным внешнеполитическим приоритетом Белграда является членство в ЕС. Брюссель же поставил условием приема "цивилизованное поведение" Сербии и урегулирование с Косово.

Тут, конечно, можно сколько угодно рассуждать о том, правильно или нет он поступает, прозападный он или нет, дорожит ли он сербами Косово или готов предать их, но если отбросить эмоции, никакого выхода у Тадича нет. Учитывая убогое экономическое положение Сербии, без помощи ЕС Белграду не на что рассчитывать в будущем. Его будущее без "европейской альтернативы" выглядит очень пасмурно – как некая смесь политического и экономического изгоя среди бывших братьев и сестер по Югославии, которые уже либо вступили, либо у порога Европы и НАТО. Опереться Сербии не на кого.

Хашим Тачи объявил, что Приштина добьется контроля над "своими границами". Похоже, сербское население Косово ждет трудная судьба.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала