1 июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России". В перечне памятных дат России появилась новая памятная дата - День Крещения Руси, который отныне отмечается 28 июля.
В этот день Русская православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира (960-1015).
С предложением придать государственный статус Дню крещения Руси выступала Русская православная церковь.
В июне 2008 г. Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к государственному руководству России, Украины и Беларуси "с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия".
В Украине аналогичная дата уже несколько лет является государственным праздником, именуемым Днем Крещения Киевской Руси - Украины, который отмечается ежегодно 28 июля - в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Он был учрежден в июле 2008 г. указом президента Украины.
В России законопроект о включении Дня Крещения Руси в число памятных дат был разработан Министерством культуры во исполнение поручений президента РФ Дмитрия Медведева от 14 августа 2009 г. и председателя правительства РФ Владимира Путина от 27 августа того же года. Проект закона был рассмотрен на заседании президиума правительства РФ 16 февраля 2010 г. 21 мая 2010 г. законопроект был принят Государственной Думой ФС РФ и 26 мая одобрен Советом Федерации ФС РФ.
Как отмечается в сообщении пресс-службы Кремля: "Федеральный закон направлен на юридическое закрепление в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности".
Крещение Руси, которое произошло в 988 г. и связано с именем святого князя Владимира, которого историки назвали Великим, церковь - святым равноапостольным, народ же прозвал Владимиром Красное Солнышко.
Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и "вещей девы" Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. Предание рисует в эти годы князя настоящим язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров.
В 983 г., после удачного похода, Владимир решил принести человеческую жертву своим языческим богам. Было решено выбрать жертву при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, который был христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые мученики христиане на Руси; память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (по старому стилю 12) июля.
Этот случай публичного осуждения языческих богов заставил князя Владимира задуматься над истинностью его языческой веры.
Летописное повествование о "выборе вер" ("испытании вер") Владимиром носит легендарный характер. Как повествуют летописи, к князю в Киев в 986 г. приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета; потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи - иудаизм. Иудаизм Владимир не принял, ему не понравилось, что за их грехи Господь рассеял евреев по всей земле. Вера магометан (болгар волжско-камских) Владимиру не понравилась необходимостью совершать обрезание, запретом есть свинину и пить вино.
Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и Владимир слушал его с большим вниманием. Под конец грек показал князю полотнище, на котором было изображено судилище Господне. Справа стояли праведники, идущие в рай, а слева - грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева". "Если хочешь с праведными справа стать, то крестись", - сказал грек. Но Владимир отвечал: "Подожду еще немного", желая разузнать подробнее о всех верах.
Предание гласит, что князь Владимир, чтобы испытать на месте чья вера лучше, послал девять посланников. Когда русские послы были в Константинополе, то великолепие Софийского храма, стройное пение певчих, торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души. Они потом говорили князю Владимиру: "Мы не знали, на земле мы стояли или на небе". Слушающее это бояре сказали: "если бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей". А послы сказали: "И как отведавший сладкого не захочет горького, так и мы не хотим оставаться больше язычниками".
Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 г. он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.
А в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 г.
Крещение Руси объясняется целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку вообще, к женщине, матери и детям, в частности; оно укрепляло семью - основную ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству давало сильный толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.
Владимир способствовал распространению на Руси христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви. В Киеве, на месте убиения святых русских первомучеников Феодора и Иоанна, он воздвиг Десятинную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и давал на нее десятую часть своих доходов.
Князь посещал с проповедью веры страну Волынскую, крестил в Киеве даже несколько князей болгарских и печенежских.
Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создавались епархии. Новая вера распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода; вправо и влево от этой линии, где жили племена, мало подчиненные киевскому князю, она распространялась слабо. Далеко не так успешно и быстро распространялось христианство на севере Руси.
Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий - например, в 1024 г. Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро‑Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 г.; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.
Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Просветителем их был в ХII веке преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.
Скончался св. равноапостольный князь Владимир 15 июля 1015 г. в селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви в Киеве. Часть его святых мощей хранилась в Софийском соборе, созданном сыном его великим князем Ярославом Мудрым.
Князь Владимир был приравнен православной церковью к лику святых и назван равноапостольным.
Празднование святому равноапостольному князю Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года с помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников