МОСКВА, 27 июл - РИА Новости. Улицы Осло неподалеку от места, где в прошлую пятницу взорвался заминированный автомобиль, в течение последних нескольких дней напоминали о случившейся трагедии - окна, разбитые взрывной волной, были заколочены, офисы и магазины закрыты. Однако вскоре после того, как полицейские сняли оцепление и убрали заграждения с пострадавших улиц, владельцы магазинов получили возможность привести все в порядок.
Компании, выполняющие индивидуальные заказы по производству окон, в среду были заняты установкой витрин на улице в квартале от места взрыва. Многие офисы уже открыли свои двери для клиентов.
Абдулла Мазраани (Abdallah Mazraani), владелец небольшой закусочной на улице Skraniga, позади здания правительства, рассказал, что взрывная волна выбила витрины в помещении, повредив потолок. Сейчас на месте стекол - большие доски и норвежский флаг.
"Взрывная волна прошла насквозь, выбив стекла. Все мы упали, а мужчину, сидевшего возле окна, порезало осколками", - вспоминает Мазраани.
Бирк Тиснес (Birk Tysnes), менеджер в магазине игрушек GameWorks, расположенного сразу за зданием правительства на расстоянии около 50 метров от места взрыва, рассказал о том, что случилось с магазином, когда на улице взорвалась бомба.
"У нас в помещении было шестеро детей, когда от взрыва разбились окна. Я упал на стол, а сверху на меня упал шкаф. Кто-то погиб, а другие использовали одежду, чтобы остановить кровотечение. Я выбрался из-под шкафа и вывел детей на улицу. К счастью, никто внутри помещения не пострадал", - вспоминает Тиснес.
Для владельцев мебельного магазина KrosbyMobler, который располагается в центре города уже более 100 лет, стекла и мусор на полу были только частью проблемы. Осколки металла из офисов премьер-министра в результате взрыва были разбросаны по всей крыше здания и у многих возникли опасения о целостности конструкций здания. Магазин, открывший двери впервые со дня взрыва, вновь закрыл их - по мнению полиции, пребывание в нем может оказаться опасным для клиентов.
"Стекло можно доставить в любое время, это мы знаем. Но у нас поврежден фасад, а сколько времени потребуется, чтобы его починить - никто не знает", - сказала менеджер Асла Соррланд (Asla Sorrland), которая работает в магазине уже больше пяти лет.
Последствия теракта сказались и на доходах бизнесменов.
"Мы выбежали на улицу, и нам пришлось оставить все в закусочной - и шашлык, и все. Все это потом пришлось выбросить. За выходные, всегда прибыльные для нас дни, мы потеряли около 90 тысяч крон (14,42 тысячи долларов)", - сказал Абдулла Мазраани.
Асла Соррлан сказала, что KrosbyMobler только за один субботний день потерял 100 тысяч крон (16,023 тысячи долларов).
Даже постоянные клиенты прекратили свои визиты в заведения неподалеку от места взрыва.
"Я не видел ни одного из моих постоянных клиентов. Но я надеюсь, что бизнес со временем восстановится", сказал Мазраани.
"Несмотря на уменьшение количества людей на улицах, открытие магазинов стало небольшим шагом в возвращении Осло к прежней жизни. Честно говоря, нет времени думать о деньгах. Я играю в эти игры в течение 15 лет, это мое хобби. После взрыва многие люди обращались к нам через Facebook, они волновались о том, что магазин будет закрыт. Очень приятно открыть магазин вновь", - сказал менеджер магазина игрушек GameWorks.
Двойной теракт произошел в Норвегии 22 июля, его жертвами стали, по уточненным данным, 76 человек (68 были убиты на острове Утёйя, восемь погибли при взрыве в Осло). Сначала прогремел взрыв у комплекса правительственных зданий в центре Осло, где находится канцелярия премьер-министра, а через несколько часов мужчина в полицейской форме открыл стрельбу в молодежном лагере правящей Норвежской рабочей партии на острове Утёйя недалеко от норвежской столицы.
Власти задержали подозреваемого в стрельбе на острове - 32-летнего этнического норвежца Андерса Брейвика - и заявили о его связи со взрывом в центре столицы. В понедельник в Осло прошли первые судебные слушания по его делу. В ходе слушаний Брейвик не признал свою вину. Согласно решению суда, срок ареста Брейвика продлен на восемь недель. Кроме этого ему запрещены встречи с близкими, а также любая переписка.