Рейтинг@Mail.ru
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа. Биографическая справка - РИА Новости, 27.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа. Биографическая справка

Читать ria.ru в
Дзен

27 июля исполняется 75 лет со дня рождения артиста балета Мариса Лиепы.

Артист балета, солист Большого театра, народный артист СССР Марис-Рудольф Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге (Латвия).

В возрасте семи лет Марис Лиепа поступил в хор мальчиков Рижского театра оперы и балета.

Позднее родители отдали его в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.

В апреле 1950 года на Всесоюзной конференции хореографических училищ в составе Рижского училища Лиепа впервые выступил в Москве.

В 1953 году он перевелся в Московское академическое хореографическое училище (МАХУ), где два года учился в классе Николая Тарасова, ученика балетмейстера Николая Легата.

В 1955 году Лиепа с отличием окончил училище, имея все шансы остаться в Москве, но министерство культуры Латвии потребовало возвращения выпускника МАХУ в Ригу. За год работы в Государственном театре оперы и балеты Латвии он станцевал несколько сольных партий.

Специально к декаде латышского искусства в Москве в декабре 1955 года Лиепа подготовил ведущие партии в национальных балетах - русского воина Никиты в "Лайме" и скрипача Тотса в "Сакте свободы". В партии Тотса его увидела Майя Плисецкая, и по возвращении в Ригу Лиепа получил приглашение принять участие в ее гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в "Лебедином озере". Дебют Лиепы в Будапеште в марте 1956 года прошел удачно.

Летом 1956 года Марис Лиепа поступил в труппу Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона. Первой партией в театре стал Зигфрид в новаторской для того времени редакции "Лебединого озера" Владимира Бурмейстера.

В сезоне 1956-1957 годов Лиепа станцевал партии Феба в "Эсмеральде", Конрада в "Корсаре" и Лионеля в "Жанне д'Арк". В 1957 году Лиепа участвовал в конкурсе классического и характерного танца в программе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и получил золотую медаль. В 1958 году артист подготовил партии Чабана в "Лесной фее" и Синдбада в "Шехерезаде".

Последней работой Лиепы в Московском музыкальном театре стал Поэт в "Штраусиане" Владимира Бурмейстера (1959).

Летом 1960 года Марис Лиепа на гастролях Большого театра в Польше станцевал партии в балетах "Тропою грома", "Дон Кихот" и в сцене "Вальпургиева ночь" из "Фауста" в хореографии главного балетмейстера Большого театра Леонида Лавровского.

В 1960 году Лавровский пригласил Лиепу в труппу ведущего балетного театра страны. В начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в "Дон Кихоте" состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра.

В 1961 году Лиепа подготовил новые партии в классическом и современном репертуаре: Зигфрид в "Лебедином озере" и Альберт в "Жизели". Эта роль стала этапной в его артистической карьере, именно за нее Лиепа впоследствии получил в Париже премию имени Вацлава Нижинского. В том же году Леонидом Лавровским впервые "на Лиепу" был поставлен балет - "Ночной город" на музыку Белы Бартока "Чудесный мандарин", в которой артист станцевал партию Юноши.

В 1962 году Лиепа танцевал главным образом в советских балетах: Георгий в "Страницах жизни", Армен в "Гаянэ" и Спартак в оригинальной по пластическому языку версии "Спартака" Арама Хачатуряна. За роль Спартака артист был удостоен памятной медали имени К.С. Станиславского. До сих пор Лиепа остается единственным обладателем этой награды среди артистов балета.

1963 год стал в творческой биографии Лиепы годом "благородных" героев: Принц в "Золушке", принц Дезире в "Спящей красавице" и Жан де Бриен в "Раймонде". Помимо этого, Лиепа создал одну из своих лучших ролей - Ромео в балете "Ромео и Джульетта". В этом же году Лиепа начал педагогическую деятельность - он взял мужской класс в МАХУ, и началом творческой деятельности вне театра - Лиепа впервые подготовил свой творческий вечер, прошедший на сцене Концертного зала имени Чайковского.

С середины 1960-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера Юрия Григоровича. В 1965 году Григорович перенес из Кировского в Большой театр свою знаменитую постановку "Легенды о любви". В этом спектакле Лиепа создал одну из своих лучших ролей в советском репертуаре - Ферхада.

В сезоне 1964-1965 годов в репертуар Большого театра вошел экспериментальный балет-пантомима Игоря Стравинского "Сказка о солдате и черте". Начав репетировать роль Солдата, Лиепа по ходу репетиций "переключился" на многоликий образ Черта и "сделал" его центральным персонажем.

В 1968 году состоялась премьера нового балета "Спартак", в котором роль римского полководца Красса была поставлена Юрием Григоровичем специально для Лиепы. В 1970 году за роль Красса Марису Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы и искусства - Ленинская премия.

В 1969 году Лиепа снялся в роли Гамлета в одноименном телебалете на музыку Дмитрия Шостаковича. В 1970 году артист станцевал в новой версии "Лебединого озера" Григоровича.

Конец 1960-х - начало 1970-х годов - период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в ходе которых Марис Лиепа получил мировое признание. В 1971 году он был признан Парижской академией танца лучшим танцовщиком года и награжден премией Вацлава Нижинского.

В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий. После Зигфрида в "Лебедином озере" больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил: репетировал, но не исполнил партию Курбского в "Иване Грозном", не был занят в новой версии "Раймонды".

В 1976 году Лиепа снялся в экранизации балета Большого театра "Спартак" в роли Красса. В этом же году был удостоен звания народного артиста СССР. В 1977 году он станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре - принца Лимона в детском балете "Чиполлино" Карена Хачатуряна. В этом же году за вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская академия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа.

После опубликованной в 1979 году в газете "Правда" статьи Лиепы с критикой методов Григоровича по руководству театром около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого.

В этот период Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году станцевал Рогожина в "Идиоте" и солиста в "Автографах" вместе с Аллой Осипенко. В этом же году провел творческий вечер в Большом концертном зале в Олимпийской деревне, завершил учебу на балетмейстерском отделении ГИТИСа, поставил балет "Дон Кихот" и несколько балетных миниатюр в Днепропетровском театре оперы и балета.

28 марта 1982 года по личному приказу министра культуры СССР Петра Демичева состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Однако триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене Большого: после "бенефиса" его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).

В 1970 - 1980 годах Лиепа снимался в кинокартинах и телефильмах: "В одном микрорайоне" (1976), "Могила льва" (1971), "Четвертый" (1972), "Детство Бемби" (1985) и "Юность Бемби" (1986), "Лермонтов" (1986), "Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается" (1986) и других. В 1978 году снялся в популярном телевизионном цикле "Телебенефис" - в бенефисе знаменитой киноактрисы Людмилы Гурченко.

С 1963 по 1980 годы Лиепа преподавал в МАХУ, выпустил один мужской класс, затем вел класс поддержки.

В 1980 году поставил танцы к художественному фильму "Музыка ко дню рождения".

Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги "Я хочу танцевать сто лет" (1980) и "Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа" (1986).

В 1983-1985 годах Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской народной опере в Болгарии, где поставил два балета - "Дон Кихот" и "Спящую красавицу".

В 1989 году Моссовет принял решение о создании Балетного театра Мариса Лиепы, художественное руководство которым должен был осуществлять он сам, а бывший ведущий артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором. Но 26 марта 1989 года Лиепа умер от инфаркта, а укомплектованная при его жизни труппа Балетного театра Мариса Лиепы была преобразована в "Фестиваль-балет" под руководством Сергея Радченко.

Марис Лиепа был женат трижды. Первой его женой была артистка Московского театра драмы имени Пушкина Маргарита Жигунова. В этом браке родились сын Андрис и дочь Илзе. Второй женой Лиепы была балерина Большого театра Нина Семизорова. Третья жена - Татьяна Шульц, в браке с которой родилась вторая дочь Лиепы Мария.

Андрис и Илзе Лиепа связали свою жизнь с балетом, Мария Лиепа - актриса, пробует свои силы на оперной сцене.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала