Анна Курская, РИА Новости.
Борьба с "лазерными хулиганами", атакующими пилотов, перешла в России в активную фазу. Правоохранительные органы ловят хулиганов, ученые разрабатывают методы защиты летчиков, а депутаты Госдумы готовят законопроект, вводящий уголовную ответственность за лазерные атаки. Пресечь "лазерное хулиганство" в России поможет опыт западных стран, при этом роль координатора борьбы должно взять на себя правительство РФ, считают эксперты.
В Москве в ночь на 26 июля вновь была зарегистрирована лазерная атака на самолет, заходящий на посадку в аэропорту "Домодедово". По предварительным данным, неизвестный с лазерной указкой находился на улице Косыгина на западе Москвы. Сейчас сотрудники московской полиции ведут его розыск.
Хорошая новость: за последний месяц злоумышленников с лазерными указками, ранее казавшихся неуловимыми, начали ловить.
22 июля ФСБ России сообщила о задержании 24-летнего москвича, неоднократно ослеплявшего лазерным лучом экипажи самолетов, пролетавших в районе аэропорта "Внуково". У него дома нашли две лазерные указки, технические параметры одной из которых позволяют посылать луч на расстояние до 40 километров.
Ранее МВД Башкирии сообщило о раскрытии дела о лазерной атаке на совершавший посадку 15 июля самолет Ту-134 под Уфой. Оказалось, что лазерную указку направлял на лайнер 11-летний мальчик. Теперь его родители понесут административную ответственность в виде штрафа или предупреждения за хулиганство сына.
4 июля сотрудники ОВД по Грозненскому району Чечни в течение часа нашли "лазерного хулигана", атаковавшего самолет, который заходил на посадку в аэропорту Грозного. Злоумышленником оказался 17-летний подросток, он отделался предупреждением.
Изучить западный опыт
Проблема лазерных атак на самолеты родилась в США в конце 1990-х и за последние годы приобрела масштабы настоящей эпидемии. По словам Валерия Шелковникова, президента консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", за первое полугодие 2011 года Федеральная авиационная администрация США сообщила более чем о 2,8 тыс случаях лазерного хулиганства.
Активная борьба с этим злом ведется в Америке уже 6 лет, и сегодня, по мнению эксперта, заокеанский опыт нужно использовать в России.
Лазерных хулиганов можно обнаружить только ночью, в темное время суток, поэтому наиболее эффективным средством их поиска в США стало применение вертолетов с прожекторами в координации с наземными группами захвата.
"Кроме того, для защиты самолетов американцы выделили на земле возле аэродромов сектор набора высоты после взлета и сектор захода на посадку, наиболее потенциально опасные с точки зрения лазерной атаки. Там запрещают размещение баров и других заведений, где возможно использование лазеров. Также использование бытовых лазеров запрещено в радиусе 10 морских миль (18,52 км) от контрольной точки аэродрома. Эти ограничения снижают случаи хулиганства или случайного использования лазеров", – рассказал Шелковников.
Российские специалисты смогут познакомиться с опытом американских спецслужб на семинаре по лазерным помехам гражданской авиации, который состоится в октябре в штаб-квартире Евроконтроля в Брюсселе. Также на этой встрече представители разных стран рассмотрят возможность принятия совместных мер, направленных на уменьшение случаев применения лазерных устройств, создающих помехи для авиации.
Новые технологии безопасности
Сегодня свои способы по защите пилотов от лазерных атак ищут российские инженеры и ученые. Донской государственный технический университет (ДГТУ) 15 июля представил систему защиты глаз пилотов от лазерного света, разработанный на кафедре вуза. Принцип его работы состоит в том, что специальные фильтры на поверхности стекла перекрывают спектр отдельных цветов. Лазерный луч ослабляется этими фильтрами в 10 тысяч раз и становится безопасным для глаз. В специальных очках пилот попросту не увидит лазерного луча.
Об аналогичном способе решения проблемы ранее рассказывал РИА Новости заведующий кафедрой квантовой радиофизики физического факультета ЮФУ Евгений Латуш. По его мнению, пилотам подойдут очки, которые используют специалисты при работе с лазерами. Ученый при этом отметил, что применение альтернативного варианта – тонировки стекол самолета – может ухудшить обзор, а поэтому неприемлемо.
Заведующий отделом физики и астрономии Южного научного центра РАН Геннадий Толмачев предлагал использовать для защиты пилотов очки-хамелеоны, которые затемняют стекла при повышении яркости освещения. По мнению ученого, такие очки хороши тем, что не очень яркий луч они затемнят не сильно, мощный будут "блокировать" сильнее, а при отсутствии источника света станут практически прозрачными.
Правда, Валерий Шелковников не считает, что такой метод защиты будет востребован летчиками. "Специальные очки с фильтрами будут мешать пилоту", – считает эксперт. Взамен он предлагает экипажам воздушных судов пользоваться рекомендациями Европейской ассоциации пилотов, разработанными на случай ослепления лазером в полете.
Эксперт выступает и за применение беспилотных летательных аппаратов для контроля за обстановкой вокруг аэропортов и аэродромов. Эту технологию для борьбы с лазерным хулиганством сейчас внедряет МВД РФ. Беспилотники будут оперативно выявлять источник атаки, что поможет задерживать хулиганов по горячим следам.
"Идея использования беспилотников на дистанционном управлении хорошая, – считает руководитель агентства "Безопасность полетов", – но необходимо будет учитывать полеты беспилотников в технологии управления воздушным движением. Должна быть разработана процедура выполнения полетов беспилотников в районе аэродрома, где идут интенсивные полеты тяжелых воздушных судов, чтобы не создавать помехи этим полетам".
Закон против лазерных хулиганов
Депутаты-единороссы 1 июля внесли в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за угрозу безопасности эксплуатации транспортных средств из хулиганских побуждений. Этот законопроект, направленный в том числе против "лазерных хулиганов", будет рассматриваться осенью.
Согласно документу, виновному будет присужден штраф до 80 тыс рублей или срок заключения до трех лет; если создается угроза безопасности эксплуатации воздушных судов – до семи лет; а если эти действия привели к смерти человека по неосторожности или к другим тяжким последствиям – до десяти лет.
"По-моему, действующее уголовное законодательство уже предусматривает достаточные меры ответственности за нарушение безопасности на транспорте, – считает Валерий Шелковников. – Надо просто исполнять существующее законодательство, и все. Но если в новом законе будут прописаны другие ограничения, скажем, на продажу лазеров, то он не помешает".
Сегодня запрет на продажу лазерных указок уже действует в Чечне, а 5 июля в Госдуму от ростовской полиции поступило предложение запретить свободную продажу мощных лазерных устройств. Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников заявил, что депутаты поддержат введение этого запрета.
Тогда же пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сообщил, что правительство РФ пока не получало аналогичных предложений, но когда поступят, они будут срочно прорабатываться с учетом всех происшествий.
Многое зависит от правительства
По мнению Шелковникова, власти не должны бездействовать и до принятия нового закона. Отдельные ведомства ведут свою работу по защите пилотов, но их усилия должны быть скоординированы.
Так, Росавиация 27 июня призвала руководителей территориальных органов, аэропортов и авиакомпаний сообщать инспекции по безопасности полетов все сведения, которые могли бы помочь в поимке лазерных хулиганов. Все поступившие жалобы от пилотов отныне передаются в правоохранительные органы. Сотрудники аэропортов "Шереметьево" и "Внуково" подтвердили РИА Новости, что ведут такую работу.
По мнению экспертов, для обеспечения комплексной работы многих ведомств российское правительство должно принять срочное постановление, согласованное с ФСБ, МВД, Минобороны, Минтрансом, Росавиацией, Министерством промышленности и торговли. В этом постановлении должны быть четко прописаны меры борьбы с лазерным хулиганством. Так делали в других странах – США, Канаде. А потом можно было бы ждать принятия нового закона.
"Против лазерных хулиганов необходимо принимать всевозможные меры. Мы еще не внесли лазерные помехи в разряд "убийц в авиации", поскольку до сих пор трагических случаев не было. Но число инцидентов с воздействием на пилотов лазером непрерывно растет", – подчеркнул президент агентства "Безопасность полетов".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции