МОСКВА, 25 июл - РИА Новости, Елена Груева. Завершающийся во вторник 65-й Авиньонский театральный фестиваль во второй половине решил разобраться с дамами, представив трилогию "Женщины" по трагедиям Софокла и "Фрекен Жюли" Стриндберга с Жюльет Бинош, а также отпраздновать, наконец, день взятия Бастилии.
Публика и Бастилия
Гости Авиньона всегда готовы к неожиданностям, которые здесь чаще всего приятные. То прямо к столикам ресторана подойдет четверка немолодых отважных шахтеров в атласных черных халатиках, и ну намекать на соблазнительный стриптиз в их спектакле Ladys night. То за углом кукольный человечек вдохновенно играет Шопена, а через минуту смело скользит по канату. То вдруг все огни вечером погаснут, а народ потянется на набережную Роны. Оказывается, в Авиньоне "по климатическим причинам", как объяснила администрация, главный французский праздник День взятия Бастилии с 14 июля перенесли на неделю позже. Сильные грозы мешали фейерверку, а как без него? И вот, через неделю, пока фестивальная публика разбрелась по спектаклям, авиньонские жители с детьми и домашними питомцами высыпали на набережную в ожидании отложенного праздника. Двадцатиминутный фейерверк был и вправду роскошен. Ради этого зрелища даже на час перенесли начало шестичасового спектакля Важди Муавада (Wajdi Mouawad) "Женщины" по трагедиям Софокла "Трахинянки", "Антигона" и "Электра". Склонность Муавада к эпическим жанрам московским зрителям стала понятна еще из его постановки "Пожары" в театре Et Cetera. В Авиньоне для марафона из трех трагедий ему предоставили уникальное пространство бывшего песчаного карьера Бульбон. Отвесные высоченные стены, тысячи зрителей в амфитеатре, реальные небесные светила показались режиссеру необходимыми и достаточными условиями для ночных скорбных медитаций, однако далеко не все поклонники театра смогли пройти это испытание до конца.
Женщины и Авиньон
От Жюльет Бинош вообще никаких сюрпризов не ждали. Актриса в театре не играла давно, но, кажется, публика влюблена в нее настолько, что ей достаточно просто ходить по сцене, чтобы срывать овации. В роли капризной, неудовлетворенной, страстной стриндберговской фрекен Жюли в одноименной постановке Фредерика Физбаха (Frederic Fisbach) она была органична, пластична, жива и бесконечно обаятельна. Публика ею откровенно любовалась. Было очевидно, что она сыграла бы эту роль мощно. Но Физбах, похоже, любовался ею не меньше публики и даже не собирался предлагать какие-либо задачи, кроме как "просто ходить". В стерильно-белый современный интерьер он выпустил Бинош в золотом платье. И на драму ускользающей молодости актриса слегка намекала без всякой помощи режиссера и, главное, партнера. Николя Бушо, игравший роль лакея Жана, увлеченного Жюли, - опытный театральный актер. Со своей стороны, он самозабвенно вставал в картинные позы, играл голосом, но и декорацию, и блистательную (в прямом, "золотом" смысле слова) партнершу и, тем более, танцующую среди белых березок в глубине сцены массовку воспринимал как фон для себя, на который и внимания-то обращать недосуг. А потому нервная, порой трагическая пьеса Стриндберга смотрелась просто скучной. Неожиданность, что не говори.