Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
С 27 июня в Пномпене идет суд над самыми страшными преступниками в истории 20-го столетия – лидерами режима в Камбодже, виновными в гибели 1,7 миллиона из 7,5 миллионов тогдашнего населения. Такого – в процентном выражении – никакому Гитлеру не снилось: погиб примерно каждый пятый (при всей неточности цифр). И, хотя режим Пол Пота был сброшен в 1979 году, суд все эти годы не мог начаться. А сейчас выясняется, что на самом деле суд застопорился. Переругались камбоджийские и иностранные судьи. История предельно поучительная, потому что имеет отношение к пониманию разными странами и цивилизациями того, что такое право и вообще юстиция, то есть справедливость.
От Нюрнберга и далее везде
Интересно попытаться найти аналоги нынешнему суду в Пномпене. Нюрнбергский трибунал и аналогичный ему суд в Токио вели иностранцы – жертвы агрессии Германии и Японии. Если бы судили немцы немцев и японцы японцев, ситуация была бы другой. И там – чего сейчас мало кто понимает – речь шла прежде всего о войне против других стран и о методах ведения войны.
Есть еще Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге, где сегодня начались первые слушания по делу экс-лидера хорватских сербов Горана Хаджича, обвиняемого в военных преступлениях. Но это тоже случай, когда судят прежде всего иностранцы. И, кстати, тут очень явно видны недостатки подобного правосудия – оно, возможно, не достигает цели, поскольку и до сих пор злодеи одной стороны в гражданской войне остаются героями и защитниками для другой стороны.
Какие еще есть случаи международного правосудия? Муамар Каддафи, на которого выдан ордер Международного уголовного суда, пока еще не арестован. Хотя не секрет, что МУС – очень проблемная штука, все по той же причине: нет международного согласия насчет того, кого и как можно и нужно судить.
Как же в эту неразбериху вписывается суд в Пномпене?
Не хотели и не хотят
Подробная публикация о том, что происходит, появилась в американским журнале "Форин полиси". Трибунал смешанный – он поддерживается (и финансируется) ООН, но называется "Чрезвычайная палата суда Камбоджи", в нем работают зарубежные и камбоджийские судьи. Так вот, две половинки суда просто говорят на разных языках, если не живут в разных вселенных. Камбоджийцы пишут гневные письма во все адреса, начиная с Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, в адрес самих иностранных расследователей и судей, и в рамках своей компетенции выносят решения, тормозящие инициативы иностранцев.
Журнал, конечно, скорее отражает позицию иностранцев, хотя и старается быть объективным. Уже понятно, что когда вся эта история попадает в СМИ европо-американского мира, то там, по обыкновению, картина упрощается до предела. Камбоджийскую половину суда и дальше будут обвинять в том, что она хочет вывести из-под юрисдикции всех тех, кто сначала был крупным функционером полпотовского режима и тоже повинен в репрессиях, но потом перешел на другую сторону и сыграл важную роль в свержении полпотовцев. Таких в делопроизводстве пока двое – Соу Мет и Меа Мат, и на данный момент суд над тремя очевидными и "чистыми" злодеями – Иенг Сари, Кхиеу Самфаном и Нуонг Чеа – заблокирован именно потому, что камбоджийцы не желают суда над двумя их бывшими соратниками.
А на роль злодея, блокирующего юстицию, европо-американское общественное мнение готово выдвинуть главу камбоджийского государства Хун Сена. Он был младшим офицером армии полпотовского режима, поднял мятеж, бежал во Вьетнам и потом пришел с вьетнамскими войсками свергать убийц. И якобы боится, что окажется "люстрирован" среди прочих.
Кто кого судит?
На самом деле – не боится. Пока что мы наблюдаем не международный политический конфликт, а скорее конфликт цивилизаций, с их разными мнениями о добре и зле. Интересен же этот конфликт тем, что это "чистый случай" внутреннего дела. Гражданской войны, и не более того. Иностранцы тут – чужие.
Итак, радикальная ульрамарксисткая партия Пол Пота убивала соотечественников по социальному признаку: уничтожали всех образованных и/или богатых. Была свергнута. И далее возникла просьба камбоджийцев к международному сообществу оказать логистическую помощь в важном внутреннем деле. Причины для такой просьбы включали и тот факт, что образованные юристы в стране были уничтожены теми же подсудимыми.
А сейчас накал дискуссий подводит дело чуть не к суду над Камбоджей в целом, за то, что она не хочет правильно судить своих злодеев. Повторим, это не политическая акция, это искреннее состояние души западного человека, считающего, что его система взглядов, в том числе на юстицию – это и есть "общечеловеческие" взгляды и международная норма, прочие должны соответствовать.
Можно было бы заметить, что с камбоджийским трибуналом все идет не так с самого начала. Режим Пол Пота пал в 1979 году – тридцать два года назад! Сегодня под судом оказались три полуживых старика, которых и допросить-то невозможно. Хун Сен впервые выступил с идеей международного суда еще в 1980 году. Переговоры шли годами и завершились в 2003 году, соглашением вот об этом самом трибунале, который забуксовал сейчас. Ему потребовалось еще восемь лет на разбег.
Перечитывая сегодня свои старые досье по этой истории, видишь, что еще тогда было ясно, как неохотно и вполсилы Камбоджа шла к решению о трибунале, видя, что происходит "не то". И не государство, а общество и хотело, и не хотело этого процесса. Что, преступления слишком огромны – вплоть до полной неподсудности?
Да не совсем в этом дело. Убийцы – это тысячи или десятки тысяч людей, которые живут на соседней улице. А может, и еще ближе. Что будет, если не этих трех или пятерых, а всех судить? Снова война? Иностранные судьи явно не понимают этого, настаивая не столько на "похоронах прошлого", сколько на соблюдении норм и принципов, которые для камбоджийцев имеют меньше смысла, чем прочие острые вопросы.
Кстати, в моих досье от 2003 года есть интересные подробности насчет того, что Хун Сен и другие в порядке полемики предлагали судить также и Генри Киссинджера и прочих видных американцев. За ковровые бомбардировки Камбоджи в начале 70-х, за заигрывания с группировкой Пол Пота в тогдашней сложной обстановке. А что, все верно, в камбоджийской трагедии и американцы виноваты, и радикальные друзья Пол Пота – тогдашние китайские лидеры. Так где же остановится судебная месть, на какой черте? И кому это решать – камбоджийцам или…?
Считается, что западная цивилизация, как более поздняя, чем азиатские, более склонна к резким и быстрым решениям. Но так ли это? И в истории Запада есть одна похожая на камбоджийскую история – то, как подвели черту под гражданской войной в Испании, где в 1936-39 годах творились невиданные зверства, также охватившие все общество. А закончилось все "пактом Монклоа" 1977 года (через пару лет после смерти главного злодея, Франко). Этот пакт означал примирение нации – при полном согласии большинства, что иначе никак. То есть никаких судов, никакой мести. До сих пор так и живут. Или испанцы – из другой цивилизации, не совсем европейской?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции