Победитель Международного одесского кинофестиваля за лучшую режиссуру бельгиец Олиас Барко рассказал в интервью РИА Новости, зачем ему понадобился фильм "Убейте меня, пожалуйста", что роднит самоубийство и общество потребления, что кровь в его фильме из горячего шоколада и что он думает об эвтаназии. Беседовал Глеб Борисов.
- Вы говорите, что ваш фильм об обществе потребления, где смерть становится таким же товаром, как и все остальное. Но в нем также идет речь о присущей человеку агрессии, ведь Ваши герои, казалось бы, жаждущие покончить жизнь самоубийством, вдруг оказываются готовы сами убивать.
- Все зависит от того, как вы смотрите фильм. Да, в нем идет речь о самоубийцах, и о том, как они пытаются осуществить свое желание. И когда оказывается, что его исполнению что-то мешает, герои начинают убивать друг друга. Но это только первый план в фильме, а есть также второй. Дело в том, что, современное западное общество постоянно принуждает нас покупать, и обязательно покупать самое лучшее. Сейчас так думают даже 14-летние подростки. Мы живем для этого и готовы ради этого умереть. Поэтому в фильме все крутится вокруг выдуманной ситуации, где даже возможность легко и безболезненно уйти из жизни превращается в своего рода услугу, которую можно купить за деньги. Для меня важный момент в фильме, когда один из героев платит за то, чтобы умереть, занимаясь любовью с проституткой. Герои привыкли относиться к смерти как к сервису, и когда они не могут его получить, они начинают борьбу, и доходят до убийств. Современное устройство общества превращает нашу жизнь в постоянную войну. И мои фильмы - это тоже война.
- Довольно пессимистичный взгляд...
- Так оно и есть. Я снимаю свои фильмы с чувством юмора, но в глубине души я пессимистичен по отношению к этому миру. Может, и я когда-нибудь захочу покончить с собой. Но точно не сейчас, пока у меня есть возможность оказаться в Одессе и выпить (смеется).
- На какие средства был снят ваш фильм?
- Ну вот, опять: деньги, средства… Вообще непросто найти деньги на фильм о самоубийствах, но еще сложнее найти деньги на черно-белый фильм о самоубийствах. Правда, в отличие от России и Украины, в Европе можно найти поддержку от государства на такую картину. Почти половину я получил через фонды от государства, еще половину мне дали продюсеры.
- И какой бюджет ленты?
- Триста тысяч евро. Для Европы это относительно небольшой бюджет.
- Почему вы решили сделать свой фильм черно-белым?
- Это было намного дешевле. Если снимать в помещении, то нужно все время искать цветовое решение, если я снимаю на натуре, приходиться постоянно ждать нужного освещения. Вот сегодня в Одессе хорошая погода, а завтра может быть облачно, и, значит, снова необходимо ждать солнца. Кстати, я говорил, из чего сделана кровь в моем фильме?
- Из горячего шоколада?
- Именно. Чтобы изобразить настоящую кровь нужно добиться не только цвета, но и текстуры. Это непросто и стоит денег. А в черно-белом фильме горячий шоколад выглядит совершенно натуралистично.
- Что Вы думаете об эвтаназии: некоторых самоубийц в вашем фильме все равно ждет смерть?
- Эту проблему нужно обсуждать, у меня нет готового ответа. Если бы я захотел умереть, то нашел бы способ уйти из жизни. Но если при этом я не могу даже пошевелиться, тогда это совсем другая ситуация. И все же не всегда легко понять человека, который может выключить эту машину, которая обеспечивает чужую жизнь. Вообще-то, мы все машины: сильные и очень хрупкие одновременно. Надо беречь, любить друг друга. И заниматься сексом, конечно.
- Как вы думаете, кто из режиссеров повлиял на вас?
- Есть такой фильм - "Торжество" Томаса Винтерберга, и я его пересматриваю почти каждый месяц. Там есть все: сюжет, идея и стиль. Я люблю Джона Карпентера, потому что он снимает странные фильмы о нашей жизни. Например, "Побег из Лос-Анджелеса" - он здорово сделал, когда герой идет и со всех сторон на него несется реклама "Сделай то, сделай это", а люди вокруг больше похожи на роботов. В общем, неважно боевик это или драма, важно, чтобы фильм что-то рассказывал о нас с вами. Это и есть кино.
- Почему вы решили сделать свой фильм таким гротескным с обилием исключительно черного юмора?
- Такими были и мои первые короткометражные фильмы. Я не люблю комедии, но мне нравится черный юмор. Хорошо, что здесь на фестивале представлен весь спектр смешного, но я всегда предпочту черный юмор.
- Потому что это юмор пессимиста?
- Выходит, что так. Еще я ценю иронию. В том числе, к своим фильмам.