Рейтинг@Mail.ru
Жан-Люк Шоплин: кризис в опере если и есть, то в области финансов - РИА Новости, 25.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Жан-Люк Шоплин: кризис в опере если и есть, то в области финансов

© РИА Новости / Ирина ГордонДиректор Theatre du Chatelet Жан-Люк Шоплин (Jean-Luc Choplin)
Директор Theatre du Chatelet Жан-Люк Шоплин (Jean-Luc Choplin)
Читать ria.ru в
Дзен
Директор знаменитого парижского музыкального Theatre du Chatelet Жан-Люк Шоплин рассказал в интервью РИА Новости, какие оперные певцы нынче в цене, почему Operalia один из лучших конкурсов мира, а также поделился секретом, как выживает и как заманивает зрителя классический музыкальный театр.

Директор знаменитого парижского музыкального Theatre du Chatelet Жан-Люк Шоплин (Jean-Luc Choplin), приглашавший к себе госпел-хор из ЮАР спеть "Волшебную флейту" Моцарта, а скандального художника Олега Кулика поставить "Вечерню Пресвятой Девы" Монтеверди, рассказал в интервью РИА Новости, какие оперные певцы нынче в цене, почему Operalia один из лучших конкурсов мира, а также поделился секретом, как выживает и как заманивает зрителя классический музыкальный театр. Беседовала Мария Ганиянц.

- В последнее время много говорят о кризисе в опере, как в материальном плане, так и в творческом. Что вы по этому поводу думаете?

- Я не считаю, что оперное искусство сейчас переживает какой-то творческий кризис, напротив, сегодня как никогда в мире открыта масса возможностей для всевозможных оперных постановок. Посмотрите сами, по всему миру ставят потрясающие оперы, появляется все больше великих певцов, а уровень исполнительского мастерства значительно выше, чем еще 20 лет назад. Сейчас сильнейшая оперная школа у корейцев или японцев. Да и о каком кризисе может идти речь, когда в известных оркестрах и музыкальных коллективах выступает такая одаренная молодежь?

Конечно, если кризис где и есть, то только в области финансов. Действительно денег катастрофически не хватает, ведь опера - дорогое удовольствие. В моем театре в среднем одна постановка оперы обходится в один миллион евро, а это довольно много, если сравнить с ценами создание драматических спектаклей. Но это все мелочи.

- Кто дает деньги вашему театру?

- Город Париж. Ну и немного спонсоры.

- Несколько лет вы были исполнительным директором Walt Disney Company, какой опыт из этого сотрудничества вы вынесли?

- Я понял одну вещь: нужно все время удерживать внимание публики, стараться, чтобы ей было приятно, чтобы зрители получали удовольствие. А это не так просто - ухаживать за огромной аудиторией Theatre du Chatelet, вкусы то у всех разные. Например, каждое Рождество мы ставим мюзиклы. И я стараюсь, чтобы это были прекрасные семейные мероприятия, от которых радостно и взрослым, и детям. Мне хочется, чтобы молодежь могла приводить сюда своих бабушек и тетушек, как когда-то те приводили их в Chatelet в детские годы, и чтобы им было приятно. Кроме того, я всегда открыт новым предложениям, хотя первая реакция критики, да и публики на эксперименты не всегда бывает положительной. Но вспомните, что писали о первых постановках Рудольфа Нуриева (с которым мне довелось сотрудничать) в Гранд-опера: ни одной положительной рецензии. Теперь они классическая составляющая балетного репертуара. В конечном счете, все, что я делаю, это для Парижа.

- Когда вы пришли в театр, какие у него были проблемы?

- Theatre du Chatelet -  популярный оперный зал, но мне было важно сделать его еще более популярным. Когда я занял пост директора 2006 году, то его посещали порядка 150 тысяч зрителей в год, но мне удалось поднять эту цифру до 310 тысяч зрителей. Я ставил перед собой задачу дать возможность зрителям прочувствовать уникальность, исключительность каждого посещения нашего театра. Причем это ощущение должно появляться сразу, после того как человек перешагнул порог здания. (Theatre du Chatelet открыт в 1862 году, в 1909 год в нем ставил Сергей Дягилев, а в 1910 году - дирижировал Густав Малер).

- Опера всегда считалась элитарным искусством, осталась ли она таковым в наше время?

- Напротив, опера сейчас как никогда расширила свою аудиторию: вспомните регулярные оперные постановки, которые проходят на античных аренах в Италии и Франции: там же собираются тысячи людей. Конечно, в прайм-тайм оперу по телевизору не покажут, но после 11 вечера у оперных постановок приличная аудитория. Главное, мне кажется, продолжать экспериментировать и стараться строить театральную программу на эклектике, тогда получится охватить очень широкую аудиторию. Например, у меня в один вечер - классическая опера, в другой - мюзикл, или джазовая постановка, или концерт, в котором выступает звезда классической сцены.

- Кому нужны оперные конкурсы?

- Это возможность молодым певцам продемонстрировать свои таланты потенциальным работодателям, а Operalia один из лучших оперных конкурсов. Например, в жюри такого специфического конкурса как Operalia принимают участие директора известных оперных театров. Именно поэтому молодые и стараются попасть на этот конкурс, и если они туда попали - значит, они уже очень хороши. Да и мы, руководители театров, получаем шанс, найти для театра новых артистов. Если встречаешь отличного тенора, сопрано, меццо или бас, то предлагаешь контракт, приглашаешь принять участие в постановке. И такого рода предложения вовсе не обязательно поступят победителям конкурса. Потому что у нас есть возможность выслушать порядка 40 профессиональных певцов и выбрать того, кто больше всего нужен в данный момент.

- По каким критериям вы отбираете победителей и ищете артистов в свой театр?

- Мне важна сильная вокальная техника, харизма, умение вести себя на стене, увлечь зрителя, при этом я не терплю скуки в выступлении. Правда, в конце конкурсного дня, ловишь себя на мысли, что начинаешь просто искать красивый голос, закрываешь глаза и вслушиваешься, и слушаешь красоту. Но для театра этого мало, подмосткам нужен актер. И я ищу того, кто сможет быть и героем-любовником, и убийцей, и Отелло, и Макбетом.

- Что вы думаете по поводу российских оперных певцов?

- Мне очень нравится российская оперная школа, Мариинка - частый гость в моем театре. Но для конкурсного отбора национальность не важна, никто не обращает внимания, появился на сцене китаец или немец.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала