Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
Украина замерла: после заявления бывшего защитника экс-премьера Юлии Тимошенко о возможности ее ареста перспектива кардинальной смены политической системы Украины вдруг показалась более реальной, чем когда бы то ни было. Впервые выборы главы государства становится становятся практически безальтернативными.
Заявление о возможном аресте Тимошенко сделал Сергей Власенко, депутат оппозиционной фракции "Блок Юлии Тимошенко – Батькивщина", отстраненный от процесса над бывшим премьером за неуважение к суду.
Почему арест Тимошенко может иметь такое большое значение? Дело в том, что после победы Виктора Януковича на президентских выборах 2010 года, во время которых его главным соперником была Тимошенко, в политическом пространстве Украины так и не появилось фигуры, сопоставимой с ней по харизме. Это значит, что бросить серьезный вызов Януковичу на следующих президентских выборах будет просто некому.
Так что если приговор суда Печерского суда города Киева будет обвинительным и Тимошенко можно будет лишить права занимать государственные должности, власть Януковича и его партии регионов (ПР) станет фактически безальтернативной минимум на ближайшие восемь лет. Считайте сами: нынешний срок у Януковича кончается через три с половиной года, а на выборах 2015 года альтернативы ему не будет.
Напомним, что Тимошенко обвиняется прокуратурой в предательстве национальных интересов – она якобы заключила в 2009 году невыгодный для Украины контракт на поставки газа из России. В контракте, подписанном ей и российским премьером Путиным, цена на российский газ ставилась в зависимость от цен на нефть. За 2009-2011 гг. и газ, и нефть прибавили в цене, поставив украинскую индустрию на грань остановки.
Процесс начался в конце июня, и с самого начала тактика Тимошенко и ее сторонников состояла в том, чтобы превращать его в фарс. Юлия Владимировна, когда ей предоставляли слово, умышленно обращалась не к суду, а к стоящим за скамьей подсудимых телекамерам. Сидящие в зале суда депутаты от ее блока "БЮТ-Батькивщина" отпускали по адресу судьи иронические комментарии, пока их не вывела силой милиция, обеспечив во время произошедшей при этом потасовки нужный Тимошенко "видео-экшн".
В борьбе с 31-летним судьей Родионом Киреевым у Тимошенко есть два мощных союзника. Первый – это европейское общественное мнение, которое, несмотря на известное разочарование в Тимошенко в годы ее премьерства, все же видит в ней важный противовес Януковичу, следующему российской политической традиции. Второй (и главный!) союзник Тимошенко – это не в меру ретивые обвинители, готовые, уловив пожелания власти, вешать на отнюдь не безгрешную Юлию Владимировну, что называется, всех собак.
В припоминании старых грехов "леди Ю" 21 июля отличился исполняющий обязанности генпрокурора Украины Ренат Кузьмин. Он утверждает, что Тимошенко еще в девяностые годы осуществила покупки на сумму более 1 миллиона долларов, сняв деньги с кредитной карты, выданной ей кипрской компанией "Сомали энтерпрайзес".
"Оплата в магазинах, ресторанах, приобретение шуб – все это было сделано на деньги компании "Сомали энтерпрайзес", – утверждает Кузьмин. При этом он берется доказать, используя материалы прошедшего в США процесса над беглым украинским премьером Павлом Лазаренко, что на самом деле фирма "Сомали" была подставным оффшором – на ее счета якобы поступали платежи украинских граждан за газ, поставляемый им руководившейся Тимошенко компанией "Единые энергосистемы Украины". Выходит, Тимошенко развлекалась на деньги бедных украинских потребителей газа.
Средний украинский обыватель в этих хитросплетениях не очень разбирается, но обвинители, вероятно, надеются на "кумулятивный эффект" от упоминания рядом с именем Тимошенко имени экс-премьера Лазаренко. Этот человек, бежавший из-под ареста в Швейцарии, несмотря на оставленный там многомиллионный залог, имеет среди украинских граждан устойчиво негативную репутацию. Хотя и она уже не так впечатляет: на фоне роскошеств, которые позволяли себе близкие Кучме, Ющенко, Януковичу, да и самой Тимошенко бизнесмены и политики в "нулевые" годы, антигерой девяностых Лазаренко выглядит достаточно невинно. А Тимошенко в атмосфере обвинений, скандалов и силовых операций в залах заседаний чувствует себя как рыба в воде – у нее в этом деле богатый опыт.
"Кузьмин что-то там наплел про кредитную карточку 1996 года и про меховые изделия. Ну, меха – это специализация его шефа: ондатра, нутрия, пыжик", – гордо отмахнулась Тимошенко от и.о. генпрокурора, намекнув на получение им указаний от Януковича. Впрочем, "раскрутка" прокуратурой старых дел девяностых годов открывает перед процессом новые перспективы – он может продолжиться до следующих выборов 2015 года, а то и далее. Против Тимошенко уже возбуждены три уголовные дела по поводу ее действий в 2005-2010 гг., а тут подключается еще и более древняя история…
Если же абстрагироваться от сенсационных деталей обвинения и посмотреть на политические "движущие силы" обвинения и защиты, то эксперты обнаруживают весьма показательное столкновение политических трендов.
Первый тренд, сходный с российским, представляет Янукович. Это тенденция к концентрации власти, которая мобилизует все ресурсы на поддержку нескольких жизнеспособных финансово-промышленных групп. Во многом создание такой системы диктуется глобализацией и финансовой нестабильностью, а в этих условиях выжить могут только сильнейшие. Принцип этой системы – "победитель получает все".
Этот тренд, однако, вступает в противоречие с самой сутью украинской политики последних 10 лет, достижением которой было как раз сохранение площадки для альтернативы. В 2005-2010 гг., проиграв президентские выборы 2004 года, Янукович воспользовался этим правом на оппозицию. И теперь он это право хочет ликвидировать – так же, как Лукашенко ликвидировал свободные президентские выборы в Белоруссии, благодаря которым и пришел к власти в 1994 году.
Сохранение площадки для альтернативы – важная для Украины задача. Печально лишь, что символом борьбы за эту площадку стали такие политики, как Тимошенко и бывший министр внутренних дел Юрий Луценко, уже очутившийся за решеткой. Ведь все прекрасно помнят, что и сама Юлия Владимировна, и Юрий Луценко тоже обвиняли своих предшественников в "сговоре с Россией" и "продаже национальных интересов Москве" (Тимошенко обвиняла в невыгодных газовых контрактах экс-президента Кучму и бывшего главу "Нафтогаза" Бойко).
Защищаться против точно таких же обвинений в собственный адрес – очень трудно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции