Рейтинг@Mail.ru
Козлова: в детском отдыхе важен результат - РИА Новости, 21.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Козлова: в детском отдыхе важен результат

Читать ria.ru в
Лето-2011 перевалило через середину, и прошедшие полтора месяца ясно показывают, что вопросы качества детского отдыха и проблемы его безопасности сегодня те же, что и в прошлом году, да, наверное, и раньше. Мыслями о качестве детского отдыха с нами делится Лариса Козлова, руководитель Департамента детских программ группы компаний «Коллекция Приключений». Беседовала Ирина Зубкова.

Автобусы с яркими флажками и надписями «Осторожно, дети!» останавливаются на площади, и из них один за другим, волоча рюкзаки и чемоданы, выходят малыши и подростки. Кто-то радостно бросается к маме, у кого-то слезы на глазах: то ли от радости «ну наконец-то дома!», то ли от горечи расставания с новыми друзьями и любимыми вожатыми. Лето-2011 перевалило через середину, и прошедшие полтора месяца ясно показывают, что вопросы качества детского отдыха и проблемы его безопасности сегодня те же, что и в прошлом году, да, наверное, и раньше. Мыслями о качестве детского отдыха с нами делится Лариса Козлова, руководитель Департамента детских программ группы компаний «Коллекция Приключений». Беседовала Ирина Зубкова.

- Лариса Анатольевна, что такое хороший детский отдых?

- Главная, базовая вещь - безопасность. Причем безопасность бывает разная. Во-первых, физическая - отсутствие угроз жизни и здоровью ребенка. Во-вторых (и о ней, к сожалению, иногда забывают), безопасность психологическая: отсутствие психологических травм. В разных детских программах могут быть разные акценты: кому-то нужно отдохнуть, кому-то — укрепить здоровье и набраться сил, еще кому-то — узнать что-то новое. Но мне кажется, что в любой программе главное — то, что ребенок после нее должен стать немного другим. Именно это я имею в виду, когда говорю свою любимую фразу: хороший отдых - это отдых со смыслом.

- Что это значит?

- Ну вот, скажем, научиться строить шалаш и разводить костер можно быстро, и тут много ума не надо, тем более если взрослый подскажет и покажет, как надо. Гораздо важнее, чтобы ребенок научился планировать день, совместно с другими действовать, принимать общие решения: например, что и как приготовить на ужин в походе. Если каждый в группе умеет готовить, но все переругались, то это умение им не пригодится, они останутся голодными. Мы должны научить ребенка понимать жизнь, уметь договариваться, понимать, что он хочет. Такое развитие - это и есть хороший отдых.

- Как выбрать детскую каникулярную программу? Если, конечно, ориентироваться не на цену, а именно на ее качество?

- Обычно в описании программы рассказывают о том, что в ней ребята делают, в каком профиле занимаются. Для меня важнее не то, что дети делают на программе, а то, что с ними происходит к концу программы. Как они изменяются, в чем растут, какие качества приобретают. Или, выражаясь иначе, каков педагогический результат, эффект. Думаю, что именно по ожидаемому результату и надо программу выбирать. Во-первых, есть программы, когда дети просто отдыхают. Там самое главное - дети должны быть довольны, счастливы: тогда нужна программа анимации, с большим количеством развлечений. Другое направление - то, где они в результате должны чему-то научиться: математике, языкам, работе с компьютером и т. д. Там «прирост» - новые знания и умения. Третье - воспитательные вещи; результат - мы привили новую культуру, ценности, новые качества. И еще одно: программы, связанные с развитием. Ребенок после такой программы меняется: становится более самостоятельным, более ответственным, более взрослым, более осознанно делает выбор, принимает решения.

- Итак, выбираем - по ожидаемому результату. А каким образом оцениваем?

- Разумеется, подходы к оценке разных программ тоже должны быть разными. Если надо, чтобы ребенок «просто отдохнул», то тогда очень важен уровень комфорта. А вот развитие может происходить и через трудности, через отсутствие каких-то удобств: жить в палатках, быть дежурным командиром, принимать на себя лидерство… Но главное - надо оценивать прежде всего результат.

- Кто должен добиваться этого результата?

- Педагоги, конечно: воспитатели и вожатые. Причем важен не столько возраст педагогов или их образование, сколько то, как какие педагогические задачи они могут решить. Такие «смысловые», а не количественные вещи трудно оценить, ведь их не выразишь в цифрах. Человек должен быть состоявшимся, успешным, у него должен быть багаж, с которым он обращается к детям, что он им несет. Дети должны быть для него самоценностью, а не способом заработать деньги. Такому человеку «есть про что жить и быть с детьми». Именно жить, а не что-то там с ними делать. Причем это касается не только вожатых и инструкторов, но и врачей, и других взрослых.

- Есть ли все-таки какие-то конкретные, наглядные показатели, которые позволяют заявить, что эта программа прекрасная, а организаторам той еще есть над чем поработать?

- Хороший критерий - возвращаемость участников. Дети поучаствовали в той или иной программе - и через год приходят туда снова, потом годами дружат между собой, вырастают, поступают в институты, а став взрослыми, они отправляют уже своих детей туда, где когда-то отдыхали сами. В таких случаях родители из года в год приходят к организаторам и говорят, что их ребенок растет вместе с ними. Я считаю отличным результатом возвращаемость в 60 процентов.

- Ваши программы получили высокие баллы в «Рейтинге детских каникулярных программ» проекта «Социальный навигатор» РИА Новости?

- Разные программы - по-разному: есть очень высокие баллы («зеленые»), а по каким-то мы все «в красном». Критерии оценки, показатели,

перечисленные там, хорошие, правильные. Оцениваются условия, деятельность, занятость детей, профессионализм вожатых, их подготовка, связь с вузами и так далее. Но вот что там принято за эталон, за "хорошо" - не всегда четко, на мой взгляд, расшифровано. Насколько я понимаю, наверху оказываются не лучшие и не худшие, а средние - те, у кого все показатели ближе всего к классическим, усредненным.

- Но в целом такой рейтинг нужен или нет?

- То, что рейтинг полезен, - это бесспорно. Это возможность в одном месте собрать всю информацию о многих-многих лагерях, причем в уважаемом, значимом информационном поле. Такой базы в России до этого не было. Замечательно, что отражены разные виды деятельности ребенка в программе. А если более подробно рассказать о критериях оценки, а в них еще внести педагогические задачи, то, какого результата должна достичь программа, было бы чудесно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала