Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ
Все пользователи Интернета в течение нескольких часов могли свободно изучать СМС-переписку абонентов сотового оператора "Мегафон". Сообщения, зачастую интимного характера, стали достоянием широкой аудитории благодаря индексации их поисковой системой "Яндекс".
Провал российских IT-специалистов грозит оператору "большой тройки" масштабной судебной кампанией сразу по нескольким статьям УК РФ. Однако завершиться процесс вполне может переосмыслением самого понятия "приватной информации" в российском праве.
Блоггеры насчитали в открытом доступе более восьми тысяч сообщений, отправленных абонентам "Мегафона". Пожалуй, это самое масштабное нарушение статьи 23 Конституции РФ (она гарантирует тайну переписки и иных сообщений) за всю новейшую историю нашей страны.
Уголовное дело
Учитывая резонанс этого события, вполне вероятно, что будет возбуждено уголовное дело. Принципиальное значение имеет формулировка обвинения и определение круга подозреваемых. В зависимости от их состава, судебный процесс может обернуться как корпоративный чисткой, так и четкой артикуляцией понятия "приватность" по отношению к таким новейшим явлениям как социальные сети, интернет-телефония, вирусные рекламные кампании.
По словам адвокатов, действия "Мегафона" и "Яндекса" нарушают неприкосновенность частной жизни и тайны переписки. Статьи 137 и 138 УК РФ предусматривают максимальные санкции за эти деяния в виде лишения свободы на срок до четырех и до трех лет соответственно.
Важно заметить, что законы "О защите персональных данных", "О связи" и другие нормативные акты накладывают на сотовых операторов обязательства по защите персональной информации абонентов.
Проблема в том, что упомянутые статьи не предусматривают уголовной ответственности за неосторожность. А поскольку действия "Мегафона" и, тем более, "Яндекса" вряд ли являлись злым умыслом (хотя их выход в топ мировых трендов в "Твиттере" не позволяет полностью избавиться от подозрений в том, что все это является хитро продуманной рекламной кампанией), то и судебные иски, в случае непродуманной формулировки, могут обернуться пшиком.
Моральный ущерб
Скорее всего, речь здесь стоит вести не о нарушении прав человека на тайну переписки, а о моральном ущербе, вызванном некомпетентностью сотрудников. Ведь появление СМС-сообщений в открытом доступе – это только полбеды. Гораздо хуже то, что технические департаменты "Мегафона" и "Яндекса" не смогли оперативно решить последствия этой проблемы. К тому моменту, как из кэша переписка была убрана, ее успели прочитать даже последние клерки провинциальных офисов.
Так что здесь впору ставить вопрос не только о профессиональном соответствии сотрудников соответствующих служб этих компаний, но также заслуживают внимания и вопросы халатности, сознательной диверсии (особенно актуальна эта версия в связи с намерением российских компаний выйти на международный рынок) и, в целом, политики руководства "Мегафон".
Конечно, интересно, какими такими скрытыми функциями обладают продукты "Яндекса", что личная информация вдруг оказывается в открытом доступе поисковой системы. Но гораздо больше внимания заслуживает другой вопрос: как можно объяснить мотивацию сотрудников "Мегафон", сохранявших СМС-сообщения способом, позволившим их беспрепятственную утечку в Интернет.
Такие действия можно назвать не до конца проработанными мерами безопасности. А можно и кое-чем похуже.
Шпионаж
В контексте нынешнего скандала особый интерес представляют жалобы абонентов "Мегафон" на "странные" услуги оператора. Например, на форуме оператора можно обнаружить сообщение от 9 марта прошлого года. Абонент рассказал, как на корпоративной вечеринке ему сообщили, что все его смс (частного характера) давно просматриваются.
"Месяц назад я отлучался руки помыть... и с моего телефона был сделан куда-то запрос, получили какой-то пароль и теперь с компьютера спокойно читают все мои смс. Я же не могу даже пароль заполучить, поскольку его получил сторонний человек, не владелец телефона! Я даже знать ничего не знал о подобной услуге и если бы не пьяные языки на корпоративной вечеринке, долго бы ничего не знал", - обращается абонент "Мегафон" к службе технической поддержки.
В ответ на такую жалобу, абоненту лишь разъяснили, что ему "могла быть подключена услуга СМС+, а может и установлено какое-либо java-приложение. Очень много что может произойти, если у кого-то есть намерение воспользоваться Вашим телефоном, а Вы еще оставляете без присмотра".
Думается, комментарии излишни.
Так что сложно поверить в то, что все до единого из тех десятков сайтов, что предлагают в сети услуги получения СМС-сообщений с чужого телефона, являются мошенниками. Тем более что глядя на список попавших в открытый доступ сообщений с сайта "Мегафон", легко можно убедиться, что хранятся они на рабочем сервере вовсе не пару часов, как уверяют операторы, а как минимум неделю.
Возможно, оператору стоит объяснить не только причины технического сбоя, раскрывшего текст СМС, но и мотивы, по которым они хранят сообщения такой долгий срок на рабочем сервере. Иначе у пользователей вполне могут появиться подозрения в готовности некоторых лиц поучаствовать в бизнес-шпионаже и других противозаконных услугах.
Рекламная акция
Впрочем, с правовой точки зрения, не все в этом деле так однозначно. Опубликованы ведь только бесплатные СМС, отправленные с сайта, а не с номера абонента. Подобную услугу следует рассматривать, в первую очередь, как рекламную акцию. Между тем стандартным условием практически любой рекламной акции является согласие ее участника на использование и разглашение личных данных. Так что отсутствие оплаты СМС может стать существенным препятствием при предъявлении претензий к качеству выполнения услуги оператором.
Конечно, жертвами стали не отправители, а получатели таких "рекламных" СМС, которые вовсе не давали согласие на публикацию своих номеров телефонов. Однако обвинение в разглашении вполне может быть переадресовано на непосредственных отправителей СМС, которых легко вычислить по IP-адресам.
Законодательный пробел
Даже такой примитивной казуистике по силам всерьез застопорить судебный процесс в связи с тем, что у нас практически отсутствует законодательное определение "пространства приватности" в социальных сетях, Интернет-телефонии (Skype и др.) и таких вот рекламных акциях. Так благодаря этому имеющемуся пробелу в законодательстве российский сайт "ВКонтакте" превратился в один из крупнейших мировых стоков детского порно в открытом доступе, профили пользователей "Одноклассников" безнаказанно используются рекламщиками и даже коллекторами и т.д.
При этом практически никто в точности не знает степень конфиденциальности информации, передаваемой по новейшим каналам связи. Отсутствие громких скандалов в России и международных исков при таком положении дел – лишь стечение обстоятельств.
Хочется надеяться, что скандал с участием "Мегафона" и "Яндекса" превратится не в корпоративный скандал, а станет подходящим поводом для придания новым сервисам Рунета четко прописанного правового формата.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции