МОСКВА, 19 июл - РИА Новости. Американские ученые представили результаты анализа пробы жидкости, взятой на дне Мексиканского залива у самого выхода скважины затонувшей нефтяной платформы Deepwater Horizon - по их данным, количество нефти, попавшее в залив в результате аварии, могло быть сильно недооценено.
В апреле 2010 года на нефтяной платформе ВР Deepwater Horizon в Мексиканском заливе произошел взрыв, который привел к гибели 11 человек и обернулся крупнейшей экологической катастрофой в истории США. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей нефти. Остановить утечку нефти удалось лишь к 4 августа.
Группа ученых под руководством Кристофера Редди (Christopher Reddy) и Ричарда Камилли (Richard Camilli) из Вудсхолловского океанографического института проанализировала состав пробы жидкости, взятой дистанционно управляемым подводным роботом в точке выхода нефти из аварийной скважины. Как подчеркивают исследователи, это единственная в своем роде проба, с помощью которой можно максимально точно оценить состав загрязнения залива из-за аварии. Статья ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
"Нам нужно было получить образец практически прямо из скважины, чтобы понять, как природа влияет на состав углеводородной смеси после того, как та покидает скважину. Историю нашего исследования на самом деле можно назвать "От трубы до шлейфа: какие соединения вышли из "лифта" на поверхность и попали в шлейф"... Теперь мы можем детально изучить все экологические последствия аварии", - сказал Редди, чьи слова приводит пресс-служба института.
В августе 2010 года группа Камилли опубликовала в журнале Science статью, в которой описала параметры шлейфа углеводородов, возникшего в результате аварии. Его длина оценивалась примерно в 35 километров, а сам шлейф протянулся на глубине около 1,1 тысячи метров.
Углеводороды, найденные тогда в шлейфе - бензол, толуол, этилбензол и различные ксилолы - присутствуют и в образцах, взятых у скважины. При этом, как отмечают авторы статьи, их концентрация в шлейфе составляла около 70 микрограммов на литр, что существенно больше естественных фоновых значений. Острая токсичность для этих соединений начинается с уровней в 5-50 миллиграммов на литр - в 100-1000 раз больше, чем обнаружено в заливе, но даже при таких концентрациях они могут вызывать неврологические нарушения, пишут авторы статьи.
Как отмечают исследователи, доля "шлейфовых" углеводородов в образце из скважины составляла всего около 2%, тогда как в шлейфе она приближалась к 100%. По их мнению, это означает, что "небольшая группа соединений "резко повернула направо" на выходе из скважины и образовала шлейф, не поднимаясь с глубины".
Анализ взятого образца также показал, что соотношение газа и нефти в смеси, выходившей из скважины, составляло примерно 1,6 тысячи кубических футов (45,3 кубометра) газа на баррель нефти - меньше, чем по более ранним оценкам.
"(Это означает), что на самом деле из колодца могло выходить больше нефти, чем считалось", - отметил Редди.