Елена Супонина, политический обозреватель "Московских новостей", востоковед – для РИА Новости.
Премьер-министр Египта Исам Шараф 13 июля должен объявить о значимых отставках в своем правительстве. Уже нет никаких сомнений в том, что ему придется пожертвовать сразу несколькими своими министрами и заместителями. Революционно настроенная толпа, вновь собравшаяся в среду на каирской площади Тахрир, требовала даже большего: отставки самого премьера, а также возглавляющего Высший военный совет генерала Мухаммада Хусейна Тантави.
Зарплаты остались низкими, зато богатые в тюрьме
Народ требует продолжения революции. За почти полгода, прошедшие с ее начала, по части повседневной жизни в Египте мало что изменилось, разве что беспорядка стало больше. А вот зарплаты и пенсии как были маленькими, так и остались. Так что сегодня требования демонстрантов все те же, что и зимой: например, о повышении минимальной ежемесячной зарплаты до хотя бы 250 долларов. Сейчас это примерно в два раза меньше.
Скученность населения в ряде районов 80-миллионной страны продолжает быть угрожающей. Преступность выросла, безработица тоже. Разница более чем в двадцать раз между доходами самых бедных и самых богатых только увеличилась, хотя некоторые из богачей все-таки попали в тюрьму.
За решеткой находится и свергнутый в феврале президент Хосни Мубарак. Вместе со своими двумя сыновьями он ожидает суда, намеченного на 3 августа.
Верховный судья вчера пообещал, что судебный процесс над 83-летним политиком будет организован в просторном зале, чтобы вместить как можно больше публики. Более того, ход заседания будет транслироваться через видеокамеру на вывешенные снаружи экраны. Хосни Мубарак руководил страной 30 лет, он ветеран войн с Израилем, но это не спасает его от желающих поквитаться. Звучат предложения, чтобы процесс показывали по государственному телевидению и чтобы он вообще проходил на стадионе, ведь там-то еще больше народу поместится.
Бывшие министры ответят в суде за парламентские выборы
Год лишения свободы условно получил 12 июля бывший премьер Ахмад Назыф. Генералу Хабибу аль-Адли, который еще недавно был могущественным министром внутренних дел, вынесен приговор в пять лет тюрьмы. Но это только по делу о взятках. Еще он обвиняется в том, что отдавал приказы о применении силы при разгоне демонстраций в январе и феврале этого года. Сначала говорилось о том, что тогда погибло около пятисот человек, теперь же утверждается, что жертв было более 840. Все это уже тянет на пожизненное заключение или даже на смертную казнь. Следующее заседание, скорее всего, состоится 25 июля.
Десять лет тюрьмы заочно (он успел бежать за рубеж) получил в среду и экс-министр финансов Юсеф Бутрус Гали. Все трое, кроме того, обязаны заплатить большие денежные штрафы. Идут процессы и над другими членами кабинета. Так, бывший министр информации Анас аль-Фикки (хорошо помню его представительную фигуру в дорогом костюме и выражение значимости на лице; впрочем, надо отдать должное: он умен и обладает – по крайней мере раньше обладал – чувством юмора) был 5 июля оправдан по делу об общественных финансовых фондах. Но он еще обвиняется в воровстве средств, выделяемых при прежней власти на развитие программ радио и телевидения.
Предполагается также, что накануне прошедших в конце 2010 года парламентских выборов через его руки прошло около пяти миллионов долларов, предназначенных для "правильного" освещения в государственных СМИ хода предвыборной кампании. Той самой, когда избиратели вроде и проголосовали, как надо, – за правящую Национально-демократическую партию. Только стало это последней каплей, так как подозрения в фальсификациях стали одной из причин, подтолкнувших народ выйти на улицы уже через месяц после подведения ее итогов.
О чем спорят новые власти
И вот революция свершилась. Но где же справедливость? Египтяне требуют, чтобы она была, наконец, восстановлена. В первую очередь это касается распределения богатств и социальных благ. Еще они добиваются возмездия, и с этим, как видим, проще: правящие в стране военные готовы обеспечить судебные зрелища, хотя и не торопятся с этим.
Гораздо сложнее в этой полунищей стране обеспечить всем достаточное количество хлеба. Тем более, что революция не созидает, а разрушает, и до строительства чего-то нового в Египте дело еще не дошло.
Беда еще и в том, что, как всегда бывает при революциях, вершившие и поддержавшие ее силы смогли на короткий момент объединиться для свержения режима, но вскоре после этого вступили в споры между собой. Ведущие политики страны сегодня дискутируют насчет того, что должно состояться первым: парламентские выборы или выработка новой конституции. Один вариант предполагает, что голосование пройдет в сентябре, а там уже новый парламент займется основным законом. Такой сценарий выгоден исламистам, особенно хорошо организованным "Братьям-мусульманам", которые готовы к выборам хоть завтра.
Второй вариант предполагает, что выборы будут отложены на месяц или два. В течение этого затянувшегося переходного периода страной продолжат управлять военные, а группа избранных юристов проработает поправки в конституцию. Затем на основании нового закона состоятся выборы. Это больше устраивает еще только находящиеся в стадии формирования молодые революционные партии, а также, естественно, сохраняющих власть военных.
Спор, конечно, существенный. Но все-таки странно наблюдать, как нуждающаяся в прорыве и забуксовавшая на полпути громадная страна споткнулась о два лозунга: "Сначала выборы!" или "Сначала конституция!". Поскольку разрешить этот спор не удалось, то активисты с площади Тахрир в попытке сохранить единство выдвинули на этой неделе новый лозунг, уже хорошо нам знакомый: "Революция прежде всего! Революция продолжается!". Палаточный городок митингующих, снова разбитый в центре Каира, не оставляет в этом никаких сомнений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции