Актеры Театра на Таганке, который директор и художественный руководитель труппы Юрий Любимов покинул после конфликта с труппой на гастролях в Венгрии, обнародовали "Открытое письмо работников Театра на Таганке Юрию Петровичу Любимову, режиссеру и человеку", а также письмо в столичный департамент культуры Москвы. В нем артисты выразили желание видеть на этом посту их коллегу Валерия Золотухина.
Московский театр драмы и комедии на Таганке был создан 23 апреля 1964 года на базе Московского театра драмы и комедии (организован в 1946 году). В труппу вошли выпускники Театрального училища им. Щукина с дипломным спектаклем "Добрый человек из Сезуана" Бертольда Брехта. Постановщик спектакля Юрий Любимов стал главным режиссером обновленного театра. Труппу театра Любимов формировал тщательно, набирая актеров, близких ему по эстетическим принципам, готовых совершенствовать свою технику, осваивать новые приемы и способы сценического существования.
Театр находился в авангарде театрального процесса и, развивая традиции Всеволода Мейерхольда, Евгения Вахтангова, Бертольда Брехта, разрабатывал новый сценический язык, находил новые формы сценической литературы (поэтический театр, театр прозы, сценическая публицистика).
Спектакли Театра на Таганке отличались студийной спаянностью, открытым гражданским пафосом, активным контактом с публикой. Среди постановок Юрия Любимова – "Десять дней, которые потрясли мир" по Джону Риду, "Павшие и живые" по Виктору Розову, "Послушайте!" по Владимиру Маяковскому, "Тартюф" Мольера, "Гамлет" Шекспира, "Деревянные кони" по Федору Абрамову, "Мастер и Маргарита" по Михаилу Булгакову, "Обмен" и "Дом на набережной" по Юрию Трифонову, "Поэт Владимир Высоцкий" (постановки 1981 и 1988 годов).
В театре работали режиссеры Сергей Арцибашев, Александр Вилькин, Борис Глаголин, ставили спектакли Анатолий Эфрос, Анатолий Васильев.
В 1976 году Театр на Таганке приобретает мировую известность. На Международном театральном фестивале "БИТЕФ" в Югославии спектакль "Гамлет" в постановке Юрия Любимова с Владимиром Высоцким в главной роли был удостоен Гран при. Первую премию Любимов получил и на II Международном театральном фестивале "Варшавские театральные встречи" (1980).
В конце 1970-х годов Юрий Любимов убедил московские власти в необходимости проектирования и строительства Большой сцены Таганки. В 1981 году для Театра было построено новое здание с современным техническим оснащением. В Театре на Таганке появилось три зрительных зала (на 770, 500 и 150 мест).
В 1984 году из-за конфликтов с партийным руководством и Министерством культуры Юрий Любимов ушел из театра и уехал из страны, вследствие чего был лишен гражданства. Главным режиссером театра был назначен Анатолий Эфрос, поставивший "У войны не женское лицо" по произведению Светланы Алексиевич, "На дне" Максима Горького, вторую редакцию "Вишневого сада" Чехова, "Мизантроп" Мольера.
После смерти Эфроса главным режиссером был Николай Губенко (1987-1989).
В 1989 году Юрий Любимов, приглашенный актерским коллективом, вновь возглавил театр. Были возобновлены спектакли, запрещенные ранее, поставлены новые: "Маленькие трагедии" по Пушкину, "Самоубийца" Николая Эрдмана, "Доктор Живаго" по Борису Пастернаку, "Электра" Софокла.
Однако, между художественным руководителем театра на Таганке Юрием Любимовым и частью труппы возник конфликт, длившийся полтора года.
С одной стороны, в основу конфликта легло то, что Любимов не мог уделять Театру на Таганке столько же времени, как прежде – режиссер был вынужден совмещать работу с постановками по уже заключенным зарубежным контрактам. С другой стороны, Юрий Любимов решил приватизировать театр и перевести труппу на контрактную систему. Возникла конфликтная ситуация, которая вскоре привела театр к расколу.
В 1993 году театр разделился на две труппы: Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова и "Содружество актеров Таганки" под руководством Николая Губенко.
Раскол театра получился громким и драматичным. После решения Моссовета о создании "Содружества актеров Таганки" прошли десятки судебных процессов, в том числе дважды – в Высшем Арбитражном суде РФ, в основном – о разделе сценических площадок. В результате коллектив "Содружества актеров Таганки" занял новое театральное здание; Театр на Таганке остался в старом.
С 1997 года Юрий Любимов отказался от зарубежных контрактов, решив вновь полностью посвятить себя Театру на Таганке. Им были поставлены спектакли "Братья Карамазовы" Достоевского, "Марат Сад" Вайса, "Шарашка" по Солженицыну, "Хроники" Шекспира,"Евгений Онегин" Пушкина, "Театральный роман" Булгакова, "Фауст" Гете, "Сократ/Оракул", "Идите и остановите прогресс (обэриуты)", "Арабески" по Гоголю, "Мед", "Маска и Душа" по Чехову и др.
В труппе театра в разное время работали актеры Феликс Антипов, Иван Бортник, Владимир Высоцкий, Николай Губенко, Алла Демидова, Татьяна Жукова, Валерий Золотухин, Марина Полицеймако, Наталья Сайко, Зинаида Славина, Вениамин Смехов, Инна Ульянова, Семен Фарада, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Ольга Яковлева и др.
В последнее время Юрий Любимов вел переговоры с правительством Москвы о постройке нового здания для театра и необходимости перехода на автономную систему управления, которая позволила бы перевести театр на контрактную систему.
ч
Переходу театра на подобную систему препятствует действующее трудовое законодательство.
В мае 2011 года коллектив театра в большинстве своем проголосовал против перехода на автономию.
В результате проблемы и конфликты у руководства театра с коллективом и коллектива с руководством достигли предела. В конце июня 2011 года Юрий Любимов подал в столичный департамент культуры заявление об уходе. Поводом послужил конфликт режиссера и труппы, возникший на гастролях Таганки в Чехии, где артисты потребовали выплаты денег перед публичной репетицией. После этого Любимов заявил, что покидает театр.
По словам режиссера, ситуация на гастролях в Чехии переполнила чашу его терпения.
По информации заместителя мэра Москвы Людмилы Швецовой, в 2010 году в подобной ситуации ей удалось повлиять на решение Любимова, и он забрал заявление об уходе. Тогда мэрия поддержала идею Любимова перевести театр на автономную форму деятельности.
В этот раз Юрия Любимова уговорить не удалось. Приказом Департамента культуры Москвы Любимов освобожден от должностей художественного руководителя и директора Театра на Таганке в соответствии с его желанием с 16 июля 2011 года.
В дальнейшем должности директора и художественного руководителя Театра на Таганке нельзя будет занимать одному человеку. В департаменте культуры уточнили, что измененный устав ГБУК Москвы "Московский театр на Таганке" с принципиально новыми положениями вступит в силу с 16 июля 2011 года.
Пока будут подбирать достойную кандидатуру на место художественного руководителя, его обязанности будет выполнять новая структура - художественный совет.
В театре также будет создан попечительский совет, в который войдут деятели культуры, искусства, науки, бизнеса, представители Союза театральных деятелей и Минкультуры РФ, заинтересованные в будущем театра.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников