Во вторник 12 июля 2011 года примерно в 14.30 мск на границе Коми и Архангельской области в районе Котласа упал вертолет Ми-8. На борту находились девять человек, по сообщению МЧС, все они выжили.
Ми-8 - многоцелевой вертолет, выпускаемый в пассажирском, транспортном и деловом вариантах. Разработка вертолета В-8 (Ми-8) началась в ОКБ им. М.Л. Миля (ныне ОАО "МВЗ им. М.Л.Миля") в мае 1960 г. для замены хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации многоцелевого поршневого вертолета Ми-4. Ми-8 создавался как глубокая модернизация вертолета Ми‑4 с газотурбинным двигателем.
Вертолет разрабатывался одновременно в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.
Первый прототип нового вертолета (с одним двигателем и четырехлопастным несущим винтом) поднялся в воздух в июле 1961 г., второй (с двумя двигателями и пятилопастным винтом) - в сентябре 1962 г., первый полет опытного вертолета состоялся в 1962 г.
Серийное производство Ми-8 началось в 1965 г. на ОАО "Казанский вертолетный завод" и ОАО "Улан-Удэнский вертолетный завод".
На вертолетах Ми-8 в 1964-1969 гг. было установлено 7 мировых рекордов (в основном женщинами-вертолетчицами).
Ми-8 превосходит вертолет Ми-4 по максимальной грузоподъемности в 2,5 раза и по скорости в 1,4 раза. Трансмиссия вертолета Ми-8 аналогична вертолету Ми-4.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси.
Лопасти несущего винта цельнометаллические. Они состоят из полого лонжерона, спрессованного из алюминиевого сплава. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. В системе управления используются мощные гидроусилители. Ми-8 оборудован противообледенительной системой, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах.
Система внешней подвески вертолета позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг.
При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты. Ми-8 оборудован автопилотом, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и рыскания, а также постоянную высоты полета. Навигационно-пилотажные приборы и радиосредства, которыми оснащен вертолет, позволяют совершать полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях.
Вертолет, в основном, используется в транспортном (Ми-8Т) и пассажирском вариантах (Ми-8П). В пассажирском варианте вертолет (Ми-8П) оборудован для перевозки 28 пассажиров. По специальному заказу, в Казани, может быть изготовлен вариант с салоном "люкс", рассчитанный на семь пассажиров. Такие заказы выполнялись для Бориса Ельцина, Нурсултана Назарбаева, Михаила Горбачева.
Военный вариант Ми-8Т имеет пилоны для подвески вооружения (НУР, бомбы). Следующая военная модификация Ми-8ТВ имеет усиленные пилоны для подвески большого количества вооружения, а также пулеметную установку в носовой части кабины. За счет перестановки РВ на левую сторону была увеличена его эффективность.
Ми-8МТ - последняя модификация вертолета, которая явилась логическим завершением перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. Установлены более современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ‑9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа "земля-воздух" имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов. В 1979-1988 гг. вертолет Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.
Ми-8 может использоваться при решении самых различных задач: для огневой поддержки, подавления огневых точек, доставки десанта, перевозки боеприпасов, оружия, грузов, продуктов, медикаментов, эвакуации раненых и погибших.
Ми-8 неприхотливая и безотказная машина. Этот вертолет за рубежом, да и у нас называют "рабочей лошадкой", "солдатской машиной".
Вертолеты Ми-8 являются наиболее распространенными в мире транспортными вертолетами. Они производились более чем в 30 различных модификациях, среди которых основные:
Ми-8Т (Hip-C) - основная военно-транспортная модификация.
Ми-8ТВ - модернизированная версия с усиленным вооружением.
Ми-8ТВК - экспортная версия Ми-8ТВ с 6 ПТУР "Малютка".
Ми-9 - летающий командный вертолет на базе Ми-8Т.
Ми-8СМВ - вертолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и радиоэлектронной разведки (РЭР).
Ми-8ППА - модернизированный вариант Ми-8СМВ в роли связного вертолета и вертолета РЭБ.
Ми-8МТ – транспортно-боевой вертолет на базе Ми-8ТВ (1991 г.).
Тактико-технические характеристики вертолета:
Диаметр главного винта - 21,29 м.
Диаметр хвостового винта - 3,91 м.
Длина - 18,22 м.
Высота - 5,65 м.
Масса, кг
‑ пустого - 7260,
- нормальная взлетная – 11 100,
- максимальная взлетная – 12 200.
Внутренние топливо - 1450 + 1420 кг.
Тип двигателя - 2 ГТД Климов ТВ2-117А (ТВ3-117МТ).
Мощность - 2 х 1710 л.с. (2 х 3065 л.с.)
Максимальная скорость - 260 км/ч.
Крейсерская скорость - 225 км/ч.
Практическая дальность - 1200 км.
Дальность действия - 465 км.
Практический потолок - 4500 м.
Статический потолок - 1900 м.
Экипаж - 3 человека.
Полезная нагрузка: 28 пассажиров или 32 солдата или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 3000 кг на подвеске.