Ирина Зубкова, РИА Новости.
По разным данным, от 7,5 до 10 % жителей России - с инвалидностью той или иной группы. Одиннадцатая часть - с поражением опорно-двигательного аппарата, из них четверть в креслах-колясках. Эта цепочка цифр, процентов и долей означает, что на каждые две тысячи россиян приходится три инвалида-колясочника. При этом в университете, где учатся 8-16 тысяч человек, студентов-колясочников обычно нет ни одного. Большинство российских вузов не приспособлены для студентов с ограниченными возможностями.
Ступени и пороги, бордюры и крутые спуски, узкие коридоры и двери делают улицы и дома неприступными для многих наших сограждан. Среди молодых людей, ограниченных в передвижениях, много тех, кто обладает цепким умом, высокой эрудицией, тонким чувством языка, выдающимися творческими способностями или иными талантами. При этом доступ к учебе в вузе, особенно на очном отделении, для них практически закрыт.
- Абсолютное большинство инвалидов-колясочников, имеющих высшее образование, получили его еще тогда, когда были еще здоровыми людьми, - уверена Ирина Ясина, руководитель проекта «Социальный навигатор» РИА Новости. - Те, кто в инвалидном кресле с детства, о продолжении учебы, о получении востребованной, престижной специальности в нынешних российских условиях могут и не мечтать.
Учение - за барьером
У Иоанна Латухина, первокурсника Нижегородского музыкального колледжа, музыка - это вся его жизнь. Он хоть и юный, но уже добившийся многих успехов скрипач. Как и его младшие брат и сестра, Иоанн лауреат многих российских и международных конкурсов, стипендиат мэра Нижнего Новгорода, обладатель огромного количества специальных призов. Однако вот уже несколько месяцев их семейный струнный ансамбль - это не трио, а дуэт: Григорий и Мария Латухины играют без Иоанна. В конце апреля у него отказали ноги. Сейчас чувствительность постепенно возвращается, отек спадает, однако, Иоанн по-прежнему не может ходить. Он очень скучает по колледжу, урокам, репетициям. Трудно прогнозировать, сколько времени может занять выздоровление. Множество людей стремятся помочь Иоанну как можно скорее встать на ноги и взять в руки скрипку. Так или иначе, вполне возможно, что скоро в музыкальном колледже, а потом и в Нижегородской консерватории появится студент, который передвигается с помощью инвалидной коляски.
- В этом году у нас нет ни одного студента - инвалида-колясочника, - рассказывает Эдуард Фертельмейстер, ректор Нижегородской государственной консерватории имени Глинки. - Однако я не исключаю, что такие ребята поступят к нам в будущем: например, на факультете музыковедения они вполне могут учиться. Думаю, каждому такому талантливому студенту мы поможем. У нас просторные коридоры, удобные широкие двери, а вход в здание такой, что легко въедет коляска: нет высокого крыльца, спуск пологий. К сожалению, нет лифта и нет возможности его встроить: ее не дает проект, по которому изначально строилось это историческое здание - бывший дом губернского архиерея.
Да, если при строительстве новых зданий еще соблюдаются требования строительных норм и правил РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), это проверяет приемная комиссия, то при реконструкции уже построенного дома их выполнить намного сложнее, если вообще возможно.
- Создать доступ для колясочников всегда гораздо сложнее при реконструкции, чем при новом строительстве, - считает Елена Леонтьева, председатель городской общественной организации инвалидов-колясочников Екатеринбурга «Свободное движение», автор пособия для архитекторов «Доступная среда глазами инвалида». - Скажем, в случае реконструкции оборудовать крыльцо необходимым по строительным нормам и правилам пандусом практически невозможно, так как при высоте крылечка 1 метр нормативный пандус будет длиной минимум 10–12 метров.
При этом пандус на входе - это лишь малая часть того, что необходимо, чтобы сделать здание доступным. У тех самых пандусов должны быть перила или поручни. Сами пандусы должны быть нужной ширины, а угол их наклона не должен превышать 15 градусов, а лучше, если он и еще меньше. Коляска сможет проехать и развернуться в коридоре, ширина которого не меньше 120 сантиметров, причем это без учета почтовых ящиков, информационных щитов, кушеток, скамеек и всего остального, что может стоять у стен или висеть на них. Двери нужны широкие, открываться они должны легко. Около дверей не должно быть порогов; во всяком случае, они не должны быть выше двух сантиметров. Даже коврик-«ершик», о который при входе вытирают ноги, может стать для коляски серьезным препятствием.
Вузы доступные и не очень
РИА Новости совместно с Российским союзом ректоров и НИУ — Высшая школа экономики в рамках проекта «Социальный навигатор» подготовили рейтинг «Топ вузов России по доступности зданий для маломобильных групп населения». Работая над ним, исследовали архитектурную доступность зданий, сооружений и входящих в их состав помещений российских вузов для людей, которым трудно передвигаться. Участие в рейтинге для вузов было добровольным: из 800 получивших приглашение ответили согласием 130 учебных заведений. Среди них были и государственные, и коммерческие вузы. Максимальное число баллов, которое мог набрать вуз по разным критериям - 72; минимальное - 0. В итоговый топ-перечень были включены те, кому удалось набрать не менее чем 50 % от максимально возможного количества баллов: их, наиболее доступных для испытывающих двигательные сложности людей, оказалось 91. Если вуз располагается в нескольких зданиях, то на каждое из них заполняли отдельную анкету, а затем вычисляли средние для этого вуза показатели.
С помощью анкеты, составленной на основе СНиП, эксперты учитывали, есть ли в здании архитектурные препятствия для движения коляски - пороги, ступеньки, узкие проходы, крутые подъемы и так далее; имеются ли приспособления, позволяющие преодолеть эти препятствия; достаточна ли ширина входных и внутренних дверей и лестниц; есть ли пандусы и не превышен ли угол их крутизны; оснащено ли здание лифтом. Важно, что всё это рассматривали в комплексе. Ведь и в самом деле: какой смысл в пандусе у лестницы, если барьеры начинаются уже со входа: с высокого крыльца или с порога у двери? Или даже с высокого бордюрного камня у тротуара?
20% вузов вышли в начало рейтинга, набрав итоговые баллы от 70% до 89%.
Более 30% вузов-участников имеют вход, лестницы и пандусы, полностью соответствующие требованиям безбарьерной среды. 70% вузов имеют показатели степени доступности от 50% до 97%. В 40% высших учебных заведений лестницы малодоступны для инвалидов (показатели ниже 50%), а еще в 15% они совсем не соответствуют требованиям безбарьерной среды. В 17% пандусов нет вообще. Двери нужной ширины и легкости открывания — всего в 5% вузов. Ни в одном из вузов-участников не оказалось лифта, полностью соответствующего требованиям безбарьерной среды.
- Полагаем, что полученные данные можно проецировать на состояние безбарьерной среды в российских вузах в целом, - считает Роман Жаворонков, директор Фонда содействия научным исследованиям проблем инвалидности, автор методики рейтинга. - Так или иначе, практически всем вузам в той или иной мере необходимо провести комплекс работ по устранению нарушений архитектурной доступности зданий и помещений в соответствие с требованиями СНиП.
- Считаю, что в государственном вузе обязательно должны быть созданы условия для того, чтобы в нем могли учиться любые студенты, в том числе с инвалидностью, -полагает Эдуард Фертельмейстер, ректор Нижегородской консерватории. - Другое дело, что организация этих условий должна быть государственной заботой. У нас же, к сожалению, эта работа отдана на откуп самим вузам, и далеко не все с ней могут справиться. Дело даже не только в материальных проблемах, хотя вузу, конечно, трудно провести переоснащение за собственные средства. Вот, например, у нас учатся незрячие и слабовидящие баянисты. Для них практически не издают специальных нот! А ведь нужны не только ноты: человек не может одновременно играть и читать ноты пальцами: руки заняты. Значит, необходимы специальные методы, технические средства, надо обмениваться опытом - причем на государственном уровне. Однако сейчас каждый вуз сам изобретает методику. То же самое касается и других проблем обучения студентов с ограниченными возможностями, в том числе и переоснащения, реконструкции зданий.
По мнению заместителя руководителя отдела «Социальные рейтинги» РИА Новости Натальи Тюриной, подготовка и публикация рейтинга «Топ вузов России по доступности зданий для маломобильных групп населения» помогла выявить проблемные зоны, привлечь общественное внимание к тому, что необходимо срочно сделать для создания равных для всех образовательных возможностей. Ведь зачастую причина «ограниченных возможностей» - это не столько физические проблемы человека, сколько отношение общества к ним.
Над безбарьерным входом в одну из германских клиник написано: «Не быть инвалидом - это не привилегия, а подарок, которого можно лишиться в любой момент».