17 июля 1998 в Петропавловской крепости состоялась церемония перезахоронения последнего русского царя и членов его семьи.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети - великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, - а также лейб-медик Боткин, камердинер Трупп, комнатная девушка Демидова и повар Харитонов.
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ:
Диакон Андрей Кураев, журнал "Православие и мир", 2006 год: "Канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти… XX был страшным веком для русского христианства. И нельзя из него уйти, не подведя каких-либо итогов. Поскольку это был век мучеников, в канонизации можно было идти двумя путями: попробовать прославить всех новомучеников (…) Или канонизировать некоего Неизвестного Солдата, почитать одну безвинно расстрелянную казачью семью, а вместе с нею миллионы других. Но этот путь для церковного сознания, наверное, был бы слишком радикальным" |
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в миру Владимир Гундяев), ныне Патриарх Московский и всея Руси, "Интерфакс", 2005 год: "Каждая форма правления должна соответствовать нравственному состоянию общества. Если мы с вами создадим сегодня монархию, то в монарха полетят помидоры так же, как и в любого другого правителя" |
В октябре 2008 года президиум Верховного суда РФ принял решение о реабилитации российского императора Николая II и членов его семьи. Генпрокуратура России также приняла решение реабилитировать членов императорской фамилии - великих князей и князей крови, казненных большевиками после революции. Были реабилитированы слуги и приближенные царской семьи, казненные большевиками или подвергшиеся репрессиям.
В январе 2009 года Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ прекратило расследование дела по обстоятельствам гибели и захоронения последнего российского императора, членов его семьи и лиц из окружения, расстрелянных в Екатеринбурге 17 июля 1918 года, "в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности и смертью лиц совершивших умышленное убийство" (подпункт 3 и 4 части 1 статьи 24 УПК РСФСР).