МОСКВА, 8 июл - РИА Новости. Специалисты НАСА приняли решение заправить "Атлантис" и продолжать готовиться к старту, несмотря на плохой прогноз погоды, и им "повезло" - это решение оправдалось, заявил журналистам директор запуска Майкл Лайнбах (Mike Leinbach).
Последний в истории шаттл "Атлантис" стартовал в пятницу с мыса Канаверал в 19.29 мск с незначительным опозданием из-за технической проблемы в последнюю минуту обратного отсчета. По данным на утро пятницы, вероятность неблагоприятной для старта погоды в районе космического центра имени Кеннеди оценивалась в 70%, метеорологи прогнозировали облачность, дожди и возможные грозы.
Лайнбах отметил, что решение начать заправку топлива было правильным, подчеркнув, что за 30-летнюю историю полетов шаттлы заправляли и в худших погодных условиях. Заправка шаттла завершилась в 12.58 мск.
"Мы решили, что у нас (тогда) были вполне неплохие шансы (на старт)... Мы решились и сделали это - и нам в каком-то смысле повезло", - сказал Лайнбах на пресс-конференции, которая транслировалась в прямом эфире на сайте НАСА.
Директор запуска пошутил, что решение о заправке "приняли с помощью монетки - теперь, когда программа шаттлов заканчивается, мы можем открыть некоторые наши секреты".
По словам Лайнбаха, задержка за 31 секунду до старта произошла из-за того, что один из индикаторов положения вентиляционной стрелы пускового комплекса, с помощью которой инженеры не дают образоваться льду на внешнем топливном баке, не показал, что стрела убрана от шаттла. Он отметил, что этот индикатор периодически не срабатывал и в ходе предпусковых тестов, поэтому специалисты НАСА и космического центра разработали специальную техническую процедуру для такого события.
"Мы, конечно, надеялись, что раз уж мы составили план, то теперь точно ничего не произойдет. И, естественно, это случилось - индикатор отказал", - отметил Лайнбах.
Он добавил, что инженерам удалось очень быстро убедиться в том, что с вентиляционной стрелой все в порядке, и продолжить обратный отсчет перед запуском.
Заместитель главы НАСА по космическим операциям Билл Герстенмайер (Bill Gerstenmeier) отметил очень высокий уровень профессионализма команды космического центра имени Кеннеди и всей миссии шаттлов.
"(Благодаря им) мы все стали свидетелями действительно особенного и поразительного события", - отметил Герстенмайер.
Для командира корабля астронавта Криса Фергюсона (Chris Ferguson) полет на шаттле станет третьим в карьере. Даг Херли (Doug Hurley) во второй раз станет пилотом шаттла. В экипаж также входят специалисты полета, астронавты Сэнди Магнус (Sandy Magnus) и Рекс Уолхейм (Rex Walheim).
В рамках миссии, которая продлится 12 дней, астронавты, в частности, проведут эксперимент по тестированию инструментов и технологий, необходимых для автоматизированной дозаправки спутников на орбите, и доставят на станцию логистический модуль "Рафаэлло" с грузом запасов. Команда шаттла также заберет с МКС сломанный насос системы охлаждения - инженеры на Земле намерены установить причину его поломки.
Шаттл "Атлантис" станет последним кораблем, запускаемым по программе "Спейс шаттл". "Ушедшие на пенсию" корабли будут переданы в американские музеи. Причина прекращения полетов шаттлов - выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на подготовку и обслуживание космических челноков.