Директор инженерного департамента российской команды "Маруся-Верджин" Николай Фоменко рассказал в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Александре Владимировой об ожиданиях от сотрудничества с топ-командой "Формулы-1" "Макларен", о ряде условий, на которых был заключен договор, и о том, когда стоить ждать первых результатов от сотрудничества.
- На этой неделе стало известно, что "Маруся-Верджин" заключила договор о долгосрочном техническом сотрудничестве с McLaren Applied Technologies. В чем будет заключаться это сотрудничество?
- Прежде всего, мы будем иметь возможность пользоваться аэродинамической трубой "Макларена". В рамках правил FIA (Международной автомобильной федерации) мы не можем использовать какие-то технические наработки нашего партнера, но все, что касается остальных технологий, симуляторов, это возможно. Также мы будем частично пользоваться заводом "Макларена", это поможет с изготовлением деталей. Но проектировать по-прежнему будем сами: набираем новую команду, у нас появилась новая база - в Банбери. У "Макларена" есть также целая программа подготовки для механиков, которой мы воспользуемся для того, чтобы ускорить наши пит-стопы. Они и так у нас в общем-то неплохие, но мы хотим еще быстрее двигаться.
Решение о сотрудничестве было принято прежде всего потому, что мы хотим ускорить процесс. Не только самим набираться опыта, но и использовать уже готовый опыт. Мы хотим, чтобы наши скорости возросли не только на треке, но и в организационной работе, в развитии, во всем.
- Сотрудничество будет односторонним?
- Нет, с технической стороны не только мы будем брать у "Макларена", но и они у нас. Это поддержка будет взаимной. Да, конечно, мы будем брать больше, но и у нас есть нечто, что мы сможем предоставить "Макларену".
- А что это за "нечто", вы можете сказать?
- Обо всех тонкостях я не хотел бы говорить, но это связано с вычислительной техникой прежде всего. Наша новая база - это, пожалуй, самый высокотехнологичный автомобильный компьютерный центр. Ведь ни для кого не секрет, что CFD (система вычислительной гидродинамики), которая нам принадлежит, самая мощная, соответственно что-то из этого может им и понадобиться.
- Но все равно это сотрудничество получается очень дорогостоящим для "Маруси-Верджин", не так ли?
- Я вообще не стал бы говорить о деньгах, потому что существует очень много сложностей, связанных с взаимообразными обменами. Речь идет ведь о разных позициях - информации, материально-технической базе. Все это зачастую не поддается в прямом смысле финансовому вычислению. И вообще всей "Формуле-1" выгодно, когда говорят о том, что это очень дорогой вид спорта. Хотя надо отметить, что это не какие-то смертельные цифры. Вообще спорт должен быть окутан легендой (улыбается).
- Когда начнется сотрудничество с "Маклареном"?
- Оно уже идет.
- А первых результатов когда стоит ждать?
- Машина следующего года уже начала проектироваться, но мы продолжаем работу и над болидом этого года. К Сингапуру можно ждать каких-то результатов. Но сейчас очень сложно что-то прогнозировать, мы все силы концентрируем на 12-м году, а на машине 11-го мы только можем проводить какие-то эксперименты. И то, это сложно сделать, потому что машина очень тяжелая, и масса изменений, которые мы могли бы внести, просто не имели бы смысла. Но стоять на месте мы не будем, в противном случае мы просто никуда не доедем, не будем попадать в 107%.
- На прошлом Гран-при "Хиспания" подобралась ближе к "Марусе-Верджин"...
- На прошлом приблизилась, а на этом - "отблизится" (улыбается). Работа идет. В силу вступили новые правила, и наше отставание от других команд будет меньше. Да, прогресс не будет колоссальным, но будет виден. Сейчас вся середина будет бороться очень плотно. Вторая тренировка в пятницу это уже показала. Вообще любая гоночная команда должна стремиться к победе. Если мы не едем к победе, то зачем вообще выезжать?
- Весь паддок сейчас говорит как раз про ограничения, наложенные на запрет выдувных диффузоров. Как считаете, насколько изменения повлияют на расстановку команд в чемпионате?
- Топ-команды не особенно это почувствовали. А вот на командах, начиная с четвертого места, изменения очень сильно отразятся. А нам это только в плюс. У нас выдувного диффузора и не было.