МОСКВА, 8 июл - РИА Новости. Премьер-министр России Владимир Путин в пятницу посетит город Кириши в Ленинградской области, где проведет совещание по развитию нефтеперерабатывающей отрасли и ознакомится с работой местного НПЗ.
В ходе совещания планируется обсудить текущее положение в отрасли, а также перспективы модернизации нефтехимических предприятий. В частности, как ожидается, будут затронуты вопросы наращивания перерабатывающих мощностей, повышения глубины переработки нефти и качества выпускаемых нефтепродуктов, бесперебойного поступления топлива на внутренний рынок РФ, корректировки в этих целях таможенно-тарифной и налоговой политики, ценообразование, выполнение производителями требований технического регламента к экологическим свойствам топлива.
В совещании примут участие вице-премьер Игорь Сечин, главы ряда субъектов РФ, руководители профильных министерств и ведомств, топ-менеджмент ведущих российских нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих предприятий.
Путин также ознакомится с работой Киришского НПЗ и осмотрит недавно введенную в строй новейшую установку по улучшению низкотемпературных свойств различных видов дизельного топлива.
Киришский НПЗ работает с 1966 года. В 1993 года предприятие вошло в состав ОАО "Сургутнефтегаз", приобретя нынешнее название ООО "Производственное объединение "Киришнефтеоргсинтез" (ООО "КИНЕФ"). Завод производит более 40 наименований нефтепродуктов, в том числе автомобильное топливо, авиакеросин и мазут. Около трети продукции предприятия составляет нефтехимическая продукция: бензол, толуол, орто- и параксилолы, жидкие нефтяные парафины. Они поставляются на внутренний рынок (в основном в центральные и северо-западные регионы России) и в европейские страны.
В настоящее время завод проводит глубокую модернизацию производственных мощностей для создания комплекса по глубокой переработке нефти. Реконструкция позволит обеспечить выпуск высококачественных нефтепродуктов (дизельное топливо, керосин) с ультранизким содержанием серы, удовлетворяющих требованиям стандарта "Евро-5". Предполагаемая мощность комплекса - 4,86 миллиона тонн в год.
ПЕРЕРАБОТКА: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
Горячие дискуссии в правительстве вызывают сроки перехода на евростандарты в производстве бензинов. По действующему техрегламенту, оборот бензина класса "Евро-2" разрешен до конца 2010 года, "Евро-3" - до конца 2011 года, "Евро-4" до конца 2014 года. Оборот бензина класса "Евро-5" не ограничен. Министерство энергетики РФ предлагает продлить разрешение на выпуск в оборот автобензинов, соответствующих классу "Евро-2" до 31 декабря 2012 года, "Евро-3" - до 31 декабря 2014 года, "Евро-4" - до 31 декабря 2015 года.
В свою очередь Минэкономразвития РФ считает возможным отложить переход на стандарт топлива "Евро-4" максимум на полтора года, а не до 2014 года, как предлагают Минэнерго и нефтяники, говорила глава министерства Эльвира Набиуллина.
Еще одна задача, поставленная властями перед отраслью - формирование справедливой цены на топливо на рынке, которая бы менялась в соответствии с рыночной конъюнктурой. Одним из инструментов здесь власти рассматривают выкуп НПЗ в европейской части России и его использования для переработки сырья независимых организаций.
Минэнерго РФ в мае предложило выделить один из нефтеперерабатывающих заводов из состава вертикально-интегрированной компании в европейской части страны для развития конкуренции на рынке нефтепродуктов. По расчетам министерства, это выкуп НПЗ мог бы осуществить государственный "Роснефтегаз". С кем из нефтяных компаний ведутся соответствующие переговоры, Минэнерго не раскрывает, как и предельную сумму выкупа.
Что касается состояния внутреннего рынка нефтепродуктов, то одной из мер для недопущения повторения ситуации дефицита сейчас являются заградительные пошлины на экспорт бензина.
Из-за проблем с бензином в ряде регионов страны власти РФ повысили экспортную пошлину на него с 1 мая до 90% от ставки пошлины на нефть, затем продлили действие повышенной пошлины на июнь. Ранее пошлина на экспорт бензина составляла около 60% от пошлины на нефть.
Представители правительства РФ неоднократно называли введение повышенной пошлины временной мерой и обещали отменить ее, когда проблема с дефицитом бензина разрешится. Пошлина на экспорт бензина в РФ с 1 июля незначительно уменьшилась, при этом осталась повышенной - 400,5 доллара за тонну.
В сфере налогообложения обсуждается переход на так называемую систему "60-66". Предлагаемый Минэнерго налоговый режим "60-66" предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть примерно на 7% и изменение формулы расчета пошлины: в частности, предлагается учитывать не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну, а 60%. При этом пошлины на светлые и темные нефтепродукты будут унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть. Министерство рассчитывает, что предлагаемая система заработает уже в этом году.
Сейчас экспортные пошлины на нефть в РФ выше, чем на нефтепродукты. Размер пошлин корректируется ежемесячно.
Как заявлял замглавы Минэнерго Сергей Кудряшов, у ряда ведомств остались вопросы к этой налоговой концепции, но все нефтяные компании РФ согласны на ее введение.