Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Далай-лама приехал в Вашингтон – впервые в качестве частного лица. Конечно, первосвященником тибетского буддизма он останется, пока жив, но об уходе с политической должности главы "тибетского правительства в изгнании" он объявил в марте и оставил ее 27 апреля этого года.
Удивительно, но впервые в своей жизни 14-й из Далай-лам получил шанс говорить не о политике, а только о доброте, вечности и… да вот его цитата: "поскольку любовь имеет определяющее значение в любой религии, то мы можем сказать, что любовь и есть всеобщая религия".
Свободен наконец
В свой 76-й день рождения, 6 июля (вечером-ночью на 7 июля по Москве), Далай-лама начал в американской столице 10-дневную и бесконечно мудрую церемонию – калачакру. Смысл ее – духовное приближение человека к миру, и не только к тому, который не война. В ключевой момент калачакры берется поднос с песком… и не обычным, а разноцветным песком, из которого на подносе выложены узоры... очень красивые узоры – чтобы было жалко с ними расставаться... Но расставание неизбежно – и песок, как все в человеческой жизни, развеивается над бегущими водами реки.
76 – это много, и когда человек по имени Тензин Гьяцо окажется на пороге перерождения, он наверняка вспомнит нынешний год в своей биографии как особый. До этого года Далай-лама всю жизнь был зависим.
Сначала, когда он в пятилетнем возрасте стал живым воплощением божества, он зависел от лам – а это были специфические люди, средневековые олигархи да еще и рабовладельцы. Потом он зависел от центральной власти в стране – сегодня в главном музее Лхасы лежит под стеклом его верноподданническое рассекреченное письмо Мао Цзэдуну от октября 1951 года.
Далее, после побега 1959 года, зависел, в общем, от тех же лам, создавших лагерь тибетской эмиграции в Индии, в Дхармсале. С которыми, судя по имеющейся информации, ему не всегда было уютно. В общем, это была не самая легкая жизнь, и не зря Далай-лама считает одним из своих главных девизов не совсем буддийское "что бы ни произошло – никогда не сдавайся!".
Удастся ли ему подняться выше всей этой суеты? Сложная задача. В Вашингтоне, в начале калачакры, он сказал, что видит теперь лицемерие в том, чтобы выступать за разделение церкви и государства, но требовать лидерства и там, и там: "они должны быть разделены". И добавил: "вот сейчас мое заявление честно".
Итак, он теперь почти просто проповедник. Тибетский буддизм, он же ламаизм, затрагивает не всех из 200-500 миллионов буддистов (методы подсчета очень разные). Для обитателя буддийского Таиланда тибетцы несколько чужие. И Далай-лама в Бангкоке воспринимается примерно как архиепископ Кентерберийский в Риме – религия та же, церковь другая. Другое дело, что те буддисты, что на территории России, ориентируются как раз на Тибет.
Далай-лама XIV: духовный лидер Тибета. Справка>>
Далее: в буддизме нет общей для всех иерархии, тем более напрямую участвующей в политике (хотя именно в Тибете ламы были единственной властью) – в этом буддизм похож скорее на ислам, чем на католицизм.
В Америке же… Те несколько сотен человек, что пришли на калачакру, конечно, были по большей части из местных азиатских общин. Но вообще-то в последнее время пока еще – может быть, в шутку – говорят об "американском буддизме" (и таком же индуизме). То есть модном увлечении белого человека типа, скажем, хулигана и великого поэта Леонарда Коэна. Но Далай-ламу в Вашингтоне встретили еще и Арун Ганди (потомок Махатмы) и Мартин Лютер Кинг 3-й – сын того человека, который сказал "Свободен наконец!".
Клика и судьба
Раздел хозяйства между Далай-ламой и остальной компанией тибетских эмигрантов в Дхармсале ставит чисто политические вопросы. Пекин явно не спешит прощать Далай-ламу, который, по мнению Китая, виновен в мятеже лам против центральной власти в 1959 году, после чего в Тибет были введены китайские войска и начались репрессии.
Хотя нетрудно заметить, что гнев китайских властей направлен прежде всего на "правительство в изгнании", а не на Далай-ламу. Вот вам классический образец стиля: "Отставка Далай-ламы не спасет его клику от судьбы".
Но то, что китайцы традиционно неуклюжи по части пропаганды, а зарубежные тибетцы освоили классические образцы пиара (и многие другие виды ремесел и бизнеса), не означает, что "судьба" последних безоблачна, особенно после ухода Далай-ламы из политики.
Да, "американский буддизм" (он же европейский) – это серьезно. Это скорее политика, чем религия, это большие деньги, глобальный бизнес, часть которого – на редкость назойливая и лживая пропаганда. Все эти рассчитанные на мало знающих людей сайты и прочие медиа-акции насчет "страданий народа оккупированного Тибета" – именно из этого источника.
Но прочие реальности работают против Дхармсалы. Сейчас вам не 50-60 годы, когда против Китая в Тибете проводилась масштабная операция ЦРУ. Сегодня, во-первых, всем понятно, что тибетская эмиграция – это примерно как белая парижская эмиграция из России между мировыми войнами: масса людей – замечательных, но с реальностями своей родины соприкасающихся все меньше.
Бывший "административный" пост Далай-ламы во главе "правительства" занял сейчас юрист из Гарварда Лобсанг Сангай, человек многих талантов (кстати, тоже был на начале церемонии). Но вопрос в том, до какой степени и кому именно нужна сегодня тибетская эмиграция как рычаг давления на Пекин. Штука полезная, но не более того.
А во-вторых, есть новые реалии. Это интересы американского бизнеса, который уже вплотную подобрался к тибетским горам. Речь о новой моде на инвестиции из США и Европы в западные китайские регионы – там, где города-гиганты Чэнду, Ухань, Куньмин или Чунцин, сейчас туда нацелились "Форд" и "Уолл-март", всего же иностранные инвестиции на Западе Китая выросли в первом квартале года на 55,8%, а на Востоке – только на 23%.
И еще это – говоря о новых реалиях – открытость китайского общества. Открытость в две стороны, на въезд и выезд. "Черная" пропаганда имеет смысл при железном занавесе. А его нет. По оценке минторга США, в ближайшие 5 лет число китайских туристов в стране вырастет на 232%. Это один из двух рекордов для Америки (второй – бразильский).
В Европе – та же картина, пару месяцев назад пришлось наблюдать зал "Мулен Руж" в Париже, наполовину набитый китайскими китайцами. По въездному туризму Китай в прошлом году вышел на третье место в мире, движется ко второму. В Тибет туристов Китай, правда, пускает с большой опаской и иногда закрывает туда въезд, но потом все равно открывает. Приезжаешь в Пекин, платишь около 1700 долларов – и вперед.
Так что все меняется в этом мире, и песок времени сыплется из рук Далай-ламы в речные воды.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции