Рейтинг@Mail.ru
Далай-лама и воспоминания о ЦРУ - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Далай-лама и воспоминания о ЦРУ

© REUTERS / Yuri GripasДалай-лама возле Белого дома после встречи с президентом США Бараком Обамой
Далай-лама возле Белого дома после встречи с президентом США Бараком Обамой
Читать ria.ru в
Дзен
Встреча Далай-ламы с госсекретарем США Хилари Клинтон в госдепартаменте – это, наверное, самая интересная часть поездки духовного лидера тибетцев в Вашингтон. Потому что госдеп – это конкретная политика, пусть даже Далай-лама – фигура во многом символическая.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Встреча Далай-ламы с госсекретарем США Хилари Клинтон в госдепартаменте – это, наверное, самая интересная часть поездки духовного лидера тибетцев в Вашингтон. Потому что госдеп – это конкретная политика, пусть даже Далай-лама – фигура во многом символическая и непосредственными делами тибетской эмиграции не слишком занимающаяся.
Бараку Обаме накануне досталась наименее интересная часть работы: прием Далай-ламы ради приема, час обмена стандартными фразами. Оба признали в очередной раз, что Тибет – часть Китая (а кто сомневался?), оба высказались за сохранение уникальной идентичности Тибета (а кто бы возражал), ну и так далее. Все как всегда – Далай-лама уже не первый раз в Белом доме.

Было, в общем, ясно, что никакого серьезного разрыва между США и Китаем из-за этого визита не будет. Хотя очень, очень много людей, особенно в США, наблюдало, затаив дыхание: сможет ли американский авианосец «Нимитц» войти в Ароматную бухту, то есть в Гонконг? Это должно было произойти как раз в день встречи Обамы с Далай-ламой. Раньше в таких ситуациях китайские власти не пускали американские корабли в свои порты. А тут – целый авианосец, символ американской мощи! Неужели завернут его обратно в море? А, нет, пока не завернули, а вот еще целую милю одолел – все еще не погнали? В общем, «Нимитц» прошел – и американо-китайские отношения будут идти своим путем, оставаясь сложными, но важными.

Но тибетская проблематика в них существует, пусть и совсем не в таком виде, как это видится непросвещенной публике. В январе китайские власти провели очередной раунд переговоров с представителями тибетской эмиграции – без особых результатов, хотя это как сказать. Тибетцам вне Тибета, по крайней мере, было интересно узнать, что начинается новый этап развития автономного района, который и без того уже выглядит намного лучше, чем даже 10 лет назад. И стоить этот новый этап будет примерно 60 миллиардов долларов (в США наверняка есть штаты, которые не отказались бы от такой суммы, которую Пекин выделяет Тибету). И не то чтобы Пекин был совсем и навсегда против участия диаспоры в этой работе. Вопрос в условиях.

И, конечно, если США ориентируют тибетскую эмиграцию на работу против Китая, то это не пустяк. Потому Пекин так нервно реагирует на церемониальные заходы Далай-ламы в Белый дом. Потому так внимательно следит за конкретикой, которая происходит в этом отношении в стенах госдепартамента. И старается понять, на какую работу там ориентируют тибетцев. В конце концов, взгляды самого Далай-ламы на неразрывность судеб Тибета и Китая известны. А вот, скажем так, дальше - Далай-ламе все-таки 75 лет – можно ожидать раскола тибетской эмиграции на здравые и экстремистские группы… да это и так уже факт, просто пока что все тибетские эмигранты стараются не демонстрировать свой раскол.

Может быть, реакция Пекина на попытки американских властей участвовать в этом процессе чрезмерна? А это как посмотреть. Контекст бывает широкий, а бывает и совсем широкий: любой бюрократ из американского госдепартамента, говорящий на специфическом госдеповском языке, должен оценить эту фразу. Так вот, совсем широкий – это когда ситуацию оцениваешь с высоты последнего полувека.

Тибет и Китай были слиты вместе при монгольской династии Юань, они представляют собой одно государство более 700 лет, то есть в три с лишним раза дольше, чем существуют США. Другое дело, что из-за особенностей географии недоступный Тибет всегда был и будет весьма автономным и колоритным. Но, как видим по той же встрече в Белом доме, никто не оспаривает факт существования национальных границ Китая, да это и невозможно сделать, если признаешь международное право, Устав ООН и т.д. Но полвека назад ситуация была иной.

Роль ЦРУ в событиях 1959 года – тех самых, когда Далай-лама покинул Тибет, а за ним, постепенно, и десятки тысяч его соотечественников – не слишком хорошо известна. Китайские власти в 1959 году (а это было время «большого скачка», то есть первого из разрушительных экспериментов председателя Мао), похоже, считали, что мятеж тибетских лам – это чисто внутренний продукт. Они испугались того, что в автономию начали возвращаться тибетцы, получившие, впервые за всю его историю, современное образование – и довели до мятежа. Тогда пришлось вводить китайские войска.

Но Пекин, случалось, и ошибался. Есть такая книга – издана в 2002 году, в США, называется «Тайная война ЦРУ в Тибете» (о ее существовании я узнал, помнится, из журнала «Эксперт»). Вполне респектабельное иллюстрированное издание, написанное, в частности, непосредственными участниками событий. Были, оказывается, тренировочные лагеря для тибетских партизан в штате Колорадо, были вылазки ЦРУ в сам Тибет, с поддержкой авиации. А потом и тот самый побег Далай-ламы через китайскую границу оказался работой тех же людей. Вывод книги: ЦРУ готовило восстание в Тибете, взяв под полный контроль «движение сопротивления».

Ну, а дальше ЦРУ работало с эмиграцией. Мелькнула информация о недавнем признании администрации далай-ламы насчет ежегодной субсидии в 60-х годах от ЦРУ – по $1,7 млн. В том числе и на «финансирование партизанских операций» против китайских властей. Нет сомнений, что информации такого рода существует еще немало.

«Широкий контекст» ситуации в том, что на рубеже 50-х – 60 годов США не признавали Китай, не имели с ним официальных отношений, то есть, в общем, вели с ним подрывную войну. Можно вспомнить, что так же «работали» с Кубой, потом началась вьетнамская война… И только в 1974 году, после визита президента Никсона в Пекин, начался совсем иной этап мировой истории.

То, что Пекин помнит это прошлое, нет ничего удивительного. Другое дело, что прошлое все-таки не возвращается.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала