Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Правительство Ливии не ведет секретных переговоров об отставке Муамара Каддафи, сообщает официальный представитель властей Мусса Ибрагим агентству "Рейтер" и добавляет, что убежища "внутри или за пределами страны" Каддафи не ищет. Итак, одной сенсацией меньше, зато есть другая. Африканский союз на прошедшем в эти выходные в Экваториальной Гвинее саммите рекомендовал своим членам - а это как-никак 54 государства - игнорировать ордер Международного уголовного суда (МУС), выданный на арест ливийского лидера Муамара Каддафи. Иначе - то есть с ордером - не просматривается никаких перспектив прекращения странной "как бы войны", которая в Ливии кончиться никак не может.
Встречи в Сочи
Новость эта, в принципе, на грани сенсации - давно МУС не получал такой шлепок по пальцам. Но она, как и все, что касается африканской дипломатии по примирению в Ливии, в неафриканских СМИ попала разве что в последние строчки сообщений на ливийскую тему. По крайней мере, именно так, скромно, в конце, она подается "Нью-Йорк таймс", рассказавшей о той "ливийской дипломатии", что проводилась в Сочи (на полях Совета Россия-НАТО). А не надо бы стесняться этой темы, потому что суть возникшей патовой ситуации как раз в том, что делать с Каддафи и как к нему относиться. Как к преступнику, как к лидеру одной из сторон в гражданской войне, как к победителю?
Как развиваются отношения России с НАТО и что в этом плане хорошего произошло в Сочи - отдельная тема. Но отметим, что в Сочи прилетал еще и президент Южноафриканской республики Джейкоб Зума, ведущий переговоры по Ливии от имени Африканского союза. В понедельник он встречался с президентом России Дмитрием Медведевым, то есть с человеком, который по просьбе недавнего довильского саммита "большой восьмерки" предпринимает усилия по урегулированию конфликта. Далее же Ливия обсуждалась им уже с сочинскими гостями НАТО.
Усилия России и Африки - это не всегда и не обязательно одна и та же политика, каждый сохраняет здесь самостоятельность, но в целом дело идет на параллельных курсах.
То, что предлагают африканцы - вполне логичная идея. Заключить соглашение о прекращении огня и создать переходное правительство Ливии - техническое, неполитическое, такое, в котором бы не было главных политиков и идеологов обеих противостоящих сторон, то есть Триполи и Бенгази. И от этой точки двигаться дальше к, условно говоря, выборам новой власти в стране. Условно - потому что в такой стране как Ливия, с ее обществом, построенном из бедуинских племен, всяким выборам должна предшествовать какая-то другая, межплеменная договоренность. Иначе, если, к примеру, восток страны проголосует не так, как ее запад, простое численное преимущество голосов будет означать не чью-то победу, а раскол страны. А урегулирование - это лекарство как раз от раскола…
Что мешает африканской инициативе?
Победитель
Надо сказать, что Зума участвует в ливийском урегулировании уже довольно давно, Африканский же союз принял дорожную карту выхода из ливийского конфликта в апреле, притом что натовские бомбардировки начались 19 марта. И очевидно, что главный объект дипломатии Афросоюза - вовсе не западные и восточные ливийцы, а НАТО. НАТО, которую надо спасать от позорной ливийской ситуации. И которая никак не соглашается на все разумные варианты спасения.
Давайте признаем неприятные для многих факты. Экзотический (особенно в смысле странностей поведения) полковник Каддафи на данный момент - победитель, особенно с учетом того, что противостоит ему не только часть населения его страны, но и большой и страшный зверь НАТО, военная машина США плюс всей Европы. И вот результат, вернее, его отсутствие. Победить полковника этот страшный зверь не может.
Никто не доказал, что при общем голосовании в Ливии Каддафи (или очень заметный в эти дни его сын Мухаммед) получили бы всеобщую поддержку даже на "их" западе страны. Семья Каддафи здорово надоела и ливийцам. Но пока идут воздушные налеты НАТО, и ни одна бомба не способна найти ливийского лидера, он - победитель и относительно популярный дома человек.
Для НАТО же (точнее - для европейцев, поскольку Америка, уставшая от войн, демонстративно полуотстранилась от ливийской операции) единственное, что может называться "урегулированием" - это смерть или уход Каддафи. Этакая программа-минимум. Демократизация Ливии, с учетом грустной картины того, что сейчас происходит в "революционных" Тунисе и Египте, звучит разве что как лозунг, в который мало кто всерьез верит. А вот убрать Каддафи - это все-таки не совсем поражение. Но чтобы он остался? Это катастрофа.
Смотреть фотоленту "Ситуация в Ливии: противостояние на земле и бомбардировки с воздуха" >>
Вся дипломатия вокруг Ливии сейчас зациклена на пристойной формуле ухода Каддафи. Этим фактически занят и Афросоюз. Но Каддафи с висящим над головой ордером на арест не уйдет, африканцы тут очевидно правы. А если без такового, говорят европейцы, так это что - он, значит, ни в чем не виноват?
Уже более месяца возникают утечки информации, что Каддафи вот-вот получит гарантии неприкосновенности, чуть ли не от Франции, и свернет шатры. Более того, нет сомнений, что разговоры на эту тему и правда ведутся. Но пока - с нулевым результатом.
И нет утешения
Ливийский абсурд вообще-то - очень серьезный удар по европейскому самосознанию, по идейным основам европейской цивилизации. С чисто идеологической точки зрения Ливия могла бы стать неким утешением за провал в Афганистане, где - ни военной победы, ни строительства среди афганских гор и долин европейской демократии. Европейские солдаты пошли туда след в след за Америкой, затем оказалось, что избиратель все понял и хочет вывода этих войск. Те, кто не ушли, уходят сейчас. И тут - чистый, вроде бы, случай: волна демократии заливает север Африки, только подтолкни сопротивляющегося диктатора - и он упадет. Аплодируют свои избиратели и восхищенные арабы. Храбрый новый мир - быстро и дешево.
А поскольку не получилось ничего подобного, то тому же избирателю в очередной раз приходится задумываться, куда ведет европейскую цивилизацию ее любовь к идеологии (добро против зла, демократия против диктатур), почему эта идеология мешает рационально воспринимать окружающий мир, избегать просчетов и вменяемо действовать. И почему африканцы могут оказаться впереди по части рационализма. Если, конечно, что-то все-таки не произойдет с Каддафи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции