Активная работа по борьбе с пробками развернулась в Москве по инициативе мэра Сергея Собянина. Один из основных способов облегчить жизнь автомобилистам в столице – это развитие системы общественного транспорта и создание сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Благодаря ТПУ автолюбители, приезжающие в город на машине, смогут пересесть на метро, автобус или другой вид общественного транспорта, чтобы не продолжать путь по перегруженным дорогам мегаполиса. О ходе проектирования ТПУ, о проектах запуска скоростного трамвая, появлении "шумозащитных" остановок, а также о том, что трамвайные пути будут огорожены полутораметровыми заборами для предотвращения заезда на них автомобилей, в интервью РИА Новости рассказал директор ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта "МосгортрансНИИпроект" Илья Грибов.
- Илья Владимирович, на какой стадии находится разработка проектов транспортно-пересадочных узлов в Москве?
- Транспортно-пересадочные узлы естественным образом являются как объектами транспортной инфраструктуры, так и объектами, которые могут влиять на социальную составляющую города. Новый мэр Москвы Сергей Собянин придает большое значение этим объектам, потому что Москва задыхается в пробках. Не секрет, что создается интеллектуальная транспортная система, и ТПУ должны стать частью этой системы. Но ТПУ не должны фактом своего существования загромождать и создавать новые точки притяжения, чтобы не вызвать очередные заторы.
В настоящий момент наш институт обследовал около 86 площадок около метрополитена. И уже специалисты метро совместно с департаментом капитального ремонта признали удобными для пассажиров 17 площадок, которые рассматриваются как перехватывающие комплексы и одновременно ТПУ.
- Что нового дадут ТПУ пассажирам в плане удобства?
- Смысл ТПУ заключается в том, что при подъезде к ним автомобилисты, видя табло, показывающее количество свободных парковочных мест, смогут принимать решение о парковке на том или ином пересадочном узле. Например, припарковаться около станции метро «Речной вокзал» или, если ТПУ на ней уже загружен, следовать далее, до "Водного стадиона" или "Войковской". Самое главное здесь то, что путем грамотного моделирования и построения локальных мероприятий ТПУ призван разгрузить город от переизбытка транспортных средств. Кстати, локальные мероприятия по организации таких узлов не требуют больших капитальных вложений.
Что касается локальных мероприятий, то на плоскостных стоянках мы делаем светофорное регулирование для пешеходов, рефьюжены – островки для посадки-высадки пассажиров, такие существуют в Европе и США, заездные карманы, информационно-звуковое оповещение, также на остановках появится новшество - шумопоглощающие экраны - это и навес одновременно, и защита горожан от излишнего шума.
Стоит отметить, что одними только локальными мероприятиями на плоскостных ТПУ можно увеличить пропускную способность в 1,5-2 раза. По мере их появления по всему городу будет заметен эффект.
- Илья Владимирович, а стоимость парковки на новых ТПУ будет фиксированной?
- В настоящий момент прорабатывается несколько вариантов билетов, но пока самым предпочтительным выглядит следующий: пассажир приезжает на ТПУ, паркует автомобиль, берет билет, в который вмонтирован специальный чип и, используя его, проходит в метрополитен. Таким образом, мы даем возможность купить один билет на проезд в общественном транспорте. Что касается ценовой политики, то ее определит департамент финансов, поэтому пока об этом говорить рано.
- Москомархитектура приступила к разработке проектов более 30 ТПУ. Будут ли они отличаться друг от друга?
- Отличие у них есть только одно - функциональное. Те ТПУ, которыми занимается градостроительный комплекс, представляют собой капитальные транспортно-пересадочные узлы с привлечением инвесторов и строительством. Плоскостные ТПУ не требуют значительных капитальных вложений.
- Изменится ли внешний облик территорий возле станций метрополитена в связи со строительством стоянок?
- Все площадки будут выполнены в одном стиле, не нарушая облик города. Они будут огорожены аккуратным забором, на территории установят камеры видеофиксации, паркоматы. Все рассчитано и поставлено таким образом, чтобы пересадка с личного авто на метро заняла минимум времени. Самое главное для пассажира – это то, что все будет цивилизованно и комфортно.
- Будут ли на новых ТПУ места для таксистов?
- Да, для городских, легальных такси мы предусматриваем места на ТПУ. Причем их количество на каждом ТПУ будет определяться индивидуально, в зависимости от размеров площадки. Например, на Тушинском ТПУ имеются как места для таксистов, так и места для транспорта коммерческих перевозчиков, для автобусов «Мострансавто» и «Мосгортранса». Кроме этого, мы предлагаем сделать там автовокзал, который будет разгружать северо-западное направление. Пока наблюдается дефицит таких автовокзалов, а в этом месте геометрия позволяет.
- В какой стадии на сегодняшний день находится проектирование полос для скоростного трамвая?
- Одновременно с выделенными полосами для автобусов и троллейбусов моделируются несколько вариантов таких полос для трамвая. Например, выделенная полоса на Садовом кольце рассматривается, как для автобусов и троллейбусов, так и для ускоренного и скоростного трамвая.
В настоящее время на улицах Москвы эксплуатируется более 360 километров одиночного пути, половина из которых (175,043 тысячи километров) расположена на одном уровне с проезжей частью дорог. Сейчас движению трамваев мешает личный автотранспорт. Если мы аккуратно огородим трамвай выделенной линией и сделаем небольшое ограждение, то автомобили туда заехать не смогут. Конструкция ограждения находится в стадии разработки, предполагаемая высота ограждения составляет 1,5 метра, при этом облик города оно не испортит. Кроме этого, предполагается сделать остановочные пункты в зоне трамвайного полотна, при этом посадочные площадки будут выполнены в виде платформ на уровне нижней ступеньки трамвайного вагона, что создаст дополнительные удобства маломобильным группам населения.
Заданием на проектирование предусмотрена укладка дорожного покрытия с применением крупноразмерных железобетонных плит на всем протяжении реконструируемого трамвайного пути. Особенность этого типа покрытия заключается в том, что плиты опираются непосредственно на рельсы через специальные резиновые элементы, что обеспечивает снижение уровня шума и повышенную долговечность путевой конструкции, при этом рельсовый путь и его верхнее покрытие работают как единое целое. В целях снижения уровня шума от трамвайных путей предусматривается сплошная сварка рельсовых стыков на всем протяжении линии.
- И когда новые трамвайные пути могут появиться в Москве?
- В настоящее время силами ГУП «МосгортрансНИИпроект» осуществляется проектирование реконструкции трамвайных путей по так называемому «Щелковскому коридору» от улицы Краснопрудная до улицы Халтуринская общей протяженностью более 11 километров одиночного пути. Планируется, что данная линия будет построена уже в 2011 году.
Кроме этого, в ближайшее время ГУП "МосгортрансНИИпроект" совместно с ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" приступает к предпроектной проработке новой линии трамвая от станции метро "Улица Подбельского" в район Гольяново. Прорабатываются варианты трассы новой линии, которая должна пройти по улицам Уссурийская и Хабаровская, с продлением до стыковки с существующей трамвайной линией на улице Первомайская. Предполагается расположение трамвайных путей на обособленном полотне и размещение остановочных пунктов таким образом, чтобы трамвайные поезда могли осуществлять движение в ускоренном режиме. Планируется также реконструкция существующих и строительство новых разворотных и отстойных трамвайных колец, а также ряд других мероприятий, обеспечивающих функционирование инфраструктуры трамвая. В ближайшем будущем планируется также проработка линий в поселок Северный и в Бирюлево.
- Илья Владимирович, а проектированием новых станций и линий московского метрополитена ваш институт будет заниматься?
- "МосгортрансНИИпроект" обладает достаточным потенциалом по проектированию метро. Если городом будет поставлена такая задача, то, естественно, мы будем принимать в этом участие. Для этого есть все. Сейчас мы конкретными линиями не занимаемся, а лишь выполняем часть работ по проектированию инфраструктуры метрополитена. Но если перед институтом будет поставлена такая задача, мы сможем это сделать. Есть грамотный коллектив, есть понятие о том, как это делать в соответствии с задачами, которые ставит мэр: ускорение темпов, уменьшение стоимости строительства и проектирования, повышение уровня самих проектных решений в соответствие с современными требованиями.
- Как Вы считаете, реально ли передвигаться по Москве без пробок?
- Я искренне считаю, что невыполнимых задач не существует. Проблемой транспортных заторов в Москве до Собянина занимались мало. Сейчас же стоит задача минимизации пробок. Это результат сложной, кропотливой работы, которую все должны проводить, засучив рукава. Тогда можно будет говорить о каком-то эффекте. Мы должны оптимизировать всю работу. Пробок нет только, наверное, в деревнях, где мало транспорта. Мы можем создать комфортную среду для минимизации пробок и для того, чтобы люди ездили по установленным правилам. Значительно улучшить дорожно-транспортную ситуацию в городе можно, в этом я уверен.