Дмитрий Бабич
Ситуация со студентами Московского физико-технического института, или физтеха, сдававшими ЕГЭ за школьников, заставила вернуться к старым спорам о едином госэкзамене. Вопреки ожиданиям многих, общество не оказалось единодушным в своем неприятии поступка молодых людей. В высказываниях экспертов и преподавателей, в комментариях прессы звучат в основном оправдания. Мол, ребята в физтех поступают порой и небогатые, из провинции, надо было подзаработать. А кто-то, возможно, совершил это правонарушение из юношеского озорства – по-молодежному выражаясь, "по приколу".
И никто почти не говорит о том, каково все это слышать честным детям и их родителям, которые годами урывают копейки из семейного бюджета и минуты от сна, чтобы честно подготовиться к экзамену. Похоже, неприятие ЕГЭ в обществе еще столь велико, что попытки обмануть его организаторов не встречают тотального неприятия.
Что ж, ЕГЭ – штука неприятная, и эмоциональное неприятие стандартизированного тестирования не ограничивается Россией. Во Франции – на родине бакалавриата, учрежденного еще Наполеоном Бонапартом в 1808 году, в этот сезон зарегистрировано рекордное количество мошенничеств, связанных с ЕГЭ. Система во Франции строгая. В провинциальном городе Вильпент экзамен заставили пересдавать всех 2500 школьников, которые оказались в зале, где было зафиксировано большое количество нарушений. Состав преступления не отличается от нашего – использование смартфонов, бесконечные походы в туалет, а также сдача экзамена подставными лицами.
Во Франции школьники, возмущенные тем, что наказали и честных, и нечестных, устроили демонстрацию и блокировали местный экзаменационный центр. У нас демонстрации устраивать опасно, так что все свелось к обсуждению правильного наказания для провинившихся студентов.
Наказания за подобное преступление могут быть самые разные, но в одном я убежден полностью – это наказание не должно иметь отношения к вузу, где учатся провинившиеся. От всех этих "сообщений по месту работу и учебы" веет неистребимым советским духом. Нарушил человек закон – судите его, но не заставляйте ректоров выполнять роль судей. Так что предоставленную физтехом студентам возможность восстановления я считаю правильной. Что же касается других ребят, честно сдававших ЕГЭ, то они от случившегося страдать не должны. Такое же решение было принято и во Франции, где экзаменационные результаты не замешанных в мошенничестве ребят были восстановлены. Принимая решение, министр образования этой страны исходил из того, что экзамен – не гонка за золотой или серебряной медалью, а проверка знаний.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции