МОСКВА, 30 июн - РИА Новости. Положения законов о госслужбе и о милиции не запрещают чиновникам и сотрудникам органов внутренних дел критиковать сложившуюся систему государственной службы, но требует от выступающих оценки последствий своих заявлений, сообщили агентству РАПСИ в пресс-службе суда.
Соответствующее решение КС РФ принял, рассмотрев жалобы бывшего старшего участкового уполномоченного Автозаводского РУВД города Тольятти Алексея Мумолина и бывшего главного налогового инспектора Межрайонной инспекции ФНС России по Центральному федеральному округу Любови Кондратьевой.
Заявители просили КС проверить конституционность пункта 10 части 1 статьи 17 федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьи 20.1 закона Российской Федерации "О милиции". Они полагали, что оспоренные нормы противоречат Конституции РФ, которая гарантирует свободу слова, право на распространение информации и равенство граждан РФ независимо от их должностного положения.
"КС указал, что госслужащий вправе выразить свое мнение (аргументированное и основанное на реальных фактах) публично, если оно соответствует общественным интересам, а мотивом выступления не является обида или достижение личных целей", - пояснили в пресс-службе.
Суд считает допустимым публичное выражение своего мнения. Поэтому "оспариваемые положения не должны рассматриваться как абсолютно запрещающие госслужащим любые публичные высказывания и оценки, а также не предполагают автоматического увольнения в случае публичного выражения госслужащими своего мнения или убеждения", добавили в пресс-службе.
Экс-милиционера и бывшую чиновницу уволили, после того, как первый разместил в интернете видеоролик, где раскритиковал организацию работы Автозаводского РУВД, а вторая - после ее выступления на телеканале "ТВ Столица", в ходе которого она усомнилась в законности действий налоговой инспекции при оплате командировочных.
В ряде случаев общественный интерес в получении конкретной информации может превалировать над обязанностью госслужащих соблюдать конфиденциальность, отмечается в решении КС РФ. Поэтому суд советует чиновникам и сотрудникам правоохранительных органов учитывать возможные последствия для государственных и общественных интересов, соотносить причиненный и предотвращенный высказыванием ущерб, даже если они сообщают о незаконных действиях или правонарушениях госоргана или должностного лица.
Заявители считали, что допущенные ими публичные суждения и оценки в отношении деятельности госорганов, не угрожают основам конституционного строя, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны и безопасности государства, в целях защиты которых права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом. Поэтому, как полагали заявители, оспоренные нормы носят дискриминационный характер.
КС же пояснил, что госслужба - это особый вид профессиональной деятельности и некоторые ограничения прав не могут рассматриваться как нарушение принципа равенства. Накладываемые ограничения компенсируются рядом социальных гарантий, к примеру, санаторным лечением, медицинским обслуживанием а также иными льготами. Также чиновник или милиционер (после вступления в силу закона "О полиции" - полицейский) вправе обратиться за защитой своих прав в комиссию по рассмотрению индивидуальных служебных споров или в суд.
По решению КС РФ, дела Кондратьевой и Мумолина должны быть пересмотрены.
По словам Кондратьевой, оба заявителя уже обратились с жалобами в Европейский суд по правам человека, а также намерены использовать все возможности, предоставляемые отечественным правосудием.