МОСКВА, 29 июн - РИА Новости. Реализация новой стратегии "Ростехнологии", согласно которой госкорпорация будет преобразована в корпорацию развития и займется выводом на рынок своих "дочек", вероятно, потребует существенных вливаний средств со стороны государства, считают опрошенные РИА Новости аналитики.
Как сообщила в среду газета "Коммерсант", набсовет "Ростехнологий" утвердил стратегию развития госкорпорации до 2020 года, согласно которой "Ростехнологии" будут преобразованы в корпорацию развития и займутся выводом на рынок своих "дочек". По данным газеты, в рамках новой стратегии "Ростехнологии" собираются вывести на рынок более 20 своих компаний с общей капитализацией до 1,5 триллиона рублей.
Сейчас в России есть только одна корпорация развития - Внешэкономбанк, представитель которой отказался от комментариев.
Аналитик ИК "Атон" Михаил Пак в свою очередь считает, что пока рано судить о стратегии компании, "ибо она пока не стала публичной". Он отметил, что "путь развития, выбранный "Ростехнологиями", вероятно, подразумевает существенные вливания в госкорпорацию со стороны государства, как за счет бюджетных средств, так и в рамках предоставления льготного финансирования, необходимого для реструктуризации активов госкорпорации".
"Кроме того, принимая во внимание то, что основная отдача от госвливаний будет ощутима только в перспективе 5-10 лет, когда подконтрольные активы госкорпорации будут приватизированы, подобная стратегия может обойтись недешево для российского бюджета", - считает Пак.
В "Ростехнологиях" от комментариев отказались, сославшись на то, что "вся информация опубликована в газете "Коммерсант".
О необходимости преобразования госкорпораций в ОАО президент РФ Дмитрий Медведев заявил в 2009 году. С тех пор все семь созданных в 2000-х годах в России госкорпораций начали готовиться к собственной реорганизации. Первой изменила форму юридического лица госкорпорация "Роснано", став ОАО 1 января 2011 года.
"Безусловно, создание новой стратегии является довольно важным и, учитывая заявление президента, логичным шагом, однако с другой стороны сложным для исполнения", - считает начальник отдела анализа эмитентов Номос-банка Игорь Голубев.
"Прежде всего, на сегодняшний день лишь несколько компаний в портфеле "Ростехнологий" имеют действительно привлекательный инвестиционный профиль, в то время как большинству предприятий холдинга для озвученного проведения IPO требуется серьезно привести в порядок свой бизнес, для чего требуются как средства, так и время", - отмечает аналитик. "Вследствие этого мы считаем, что "Ростехнологии" могут столкнуться со сложностью спроса на большинство активов, что может внести в коррективы в планы госкорпорации", - добавил Голубев.
Госкорпорация занялась бизнес-проектами в 2005 году, получив контроль над крупнейшим производителем легковых автомобилей ОАО "АвтоВАЗ" и после этого - над крупнейшим в мире производителем титана ОАО "ВСМПО-Ависма".
Глава госкорпорации Сергей Чемезов и его команда спустя несколько месяцев с момента захода на "АвтоВАЗ" заявили о глобальных планах и инвестициях в волжский автогигант. Предполагалось, что уже в 2009 году автозавод станет предприятием мирового уровня - полностью сменит модельный ряд, наладив выпуск 12 новых моделей на четырех новых платформах, а также построит новый двигательный завод в Тольятти.
Чемезов, глава "Роспрома" Борис Алешин, Владимир Артяков, на тот момент гендиректор "АвтоВАЗа", а ныне губернатор Самарской области, заявляли о намерении вложить около пяти миллиардов долларов и внедрить инновации собственными силами.
"АвтоВАЗ" приступил к разработке самостоятельного автомобиля на платформе "С" и даже презентовал его прототип на Московском международном салоне 2008 года. На сегодняшний день этот проект не фигурирует в долгосрочной стратегии развития "АвтоВАЗа", наиболее продаваемыми автомобилями остаются разработанные в советское время авто классического семейства. Затраты на разработку проекта "С", скорее всего, будут списаны, а идейный вдохновитель проекта, бывший технический директор "АвтоВАЗа" Максим Нагайцев - уже уволен.
Позднее были анонсированы другие проекты, такие как создание совместного предприятия с канадским производителем компонентов Magna, создание технопарка с привлечением производителей автокомплектующих и превращение Самарской области в "российский Детройт". Все это не получило практической реализации.
Вместе с тем "Ростехнологиям" удалось продать блокпакет "АвтоВАЗа" французской Renault - это произошло, когда российский авторынок находился на пике продаж и все ведущие автопроизводители искали возможность выхода на него. Интерес Renault, а также нежелание государства допустить социальный взрыв в Тольятти, не позволило предприятию стать банкротом. В частности, с началом кризиса государству пришлось направить более 60 миллиардов рублей прямых вливаний.
После того, как французы настояли на смене президента "АвтоВАЗа" Бориса Алешина и его команды, новым главой авогиганта был утвержден выходец из "Норильского никеля" Игорь Комаров. С его приходом и более тесным взаимодействием с командой Renault предприятие получило новый импульс развития.
Провальным также стал проект "Росавиа" - он задумывался как конкурент национальному российскому авиаперевозчику "Аэрофлоту". Госкорпорация планировала создать альянс с правительством Москвы (владело авиакомпанией "Атлант-Союз"), в который намеревалась внести пакеты шести авиакомпаний, переданных госкорпорации от государства. Впоследствии правительство Москвы приняло решение развивать самостоятельно свою авиакомпанию, а активы Ростехнологий премьер-министр Владимир Путин принял решение передать "Аэрофлоту".
Кроме того, в настоящее время процедуру банкротства проходит холдинг "Русспецсталь", входящий в "Ростехнологии".
Есть и пример успешной кооперации госкорпорации с американской авиастроительной корпорацией Boeing. Так, было создано совместное предприятие по производству изделий из титана на площадке "ВСМПО-Ависма", которое успешно работает.
Чемезов в 2007 году заявлял о планах по размещению пакетов акций компаний, входящих в госкорпорацию, на биржах. Но, в итоге к IPO был подготовлен только холдинг "Вертолеты России", который не разместился из-за плохой рыночной конъюнктуры.
Как отмечается в стратегии "Ростехнологий", сообщает "Коммерсант", госкорпорация также не собирается отказываться от акционирования - оно, как и прежде, планируется на 2014 год.